Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Макеты

                           

                                   Часть 1. Ростовский  модуль

 

               Всем  известно, что  на просторах СНГ   гораздо меньше  любителей  жд-моделей,  которые  имеют свои макеты, чем в той же Германии, США или даже  Чехии.   Объяснений этому  явлению много, но  самые популярные это  - отсутствие   свободной площади и дороговизна современных материалов.   Традиционно   у наших уважаемых  коллекционеров  модели хранятся в родных коробках или  как максимум, выставлены на полках.  Катать (это называется не иначе, как укатывать) модели на макете считается  чуть ли не дурным тоном. Я не буду  Вас утомлять  анализом причин вышеизложенной ситуации, а хотел бы предложить один из вариантов   построения макета  даже при самых   скромных возможностях.  Идея, разумеется, не нова, несколько изменена только форма её подачи.

         Если в доме нет свободного места или Вы по какой-то другой причине не построили свой  ГРАНД-макет, то   макет стоит выполнить модульным.  Чем хорош модульный макет и  почему  стоит  отказаться от  манящей много лет идеи  построения большого домашнего макета:

 

        1)Если Вы уже давно мечтаете о макете, но по разным причинам не можете её реализовать, то первое что я бы порекомендовал – это отказаться от  идеи кольцевого макета.  Это очень простое решение – движение  поездов по кольцу  очень быстро надоест Вам, а тем более, если под большое кольцо нет места в доме.   Очень трудно отказаться  от  кольцевой идеи, если это у Вас первый макет.  Даже такой уважаемый и опытный моделист, как Игорь Иванович Прохоров  отказался от идеи кольцевого макета  только  на пятом макете.  

         2)Если вышеизложенные аргументы  отказа от кольцевой схемы   Вас не убедили,  приведу ещё один -   минимальные радиусы, которые приходится применять на домашнем кольцевом макете  выглядят просто смешно при движении составов и не имеют ничего общего с  движением на реальной железной дороге, особенно при применении  4-осных(а значит длиннобазных) вагонов.

         3)Ещё одна причина, чем хороша идея модульного макета – отображать  начальный уровень Вашей квалификации, как моделиста-макетчика  будет только первый –второй модуль,  а не весь макет. Замечено, что при построении первых макетов,   он уже надоедает к концу строительства, так как опыт это дело наживное и мастерство повышается от  операции к операции.

 

          4)Кроме того,   как  бы Вы не изучали посторонний опыт, как бы не продумывали схему и концепцию макета, но всё равно   в процессе строительства  приходят новые идеи, и для их  реализации  может потребоваться  значительная переделка  макета, а если новоявленные  идеи  не реализовать и  строго  двигаться по первоначально намеченному  плану, то  чувство неудовлетворения может превысить  всё удовольствие от проделанной работы.   

          5)Более того,  при построении модульного макета Вы сможете более реально оценить  свои силы и  остановиться, если это будет необходимо на каком-то  третьем, четвёртом, шеварнадцатом  модуле,  что невозможно при  полноразмерном макете и  очень часто приходится  слышать истории о начатой  великой макетной  стройке, впоследствии закончившейся использованием  подмакетника  под  теннистый  стол. И это ещё довольно счастливый конец.

         6)Кроме того замечено, что при построении макета редко кто задумывается о ещё одной великой роли большого домашнего макета – роли прекрасного  многоуровневого пылесборника. Проблема, которая  перед началом постройки кажется второстепенной,  по мере строительства выходит на первый план  и потому приходится либо смириться с тем, что поверхность макета постепенно приобретает   истинно серо-пыльный  оттенок,  или  применять  абсолютно не эстетичные методы заворачивания  в плёнку,  или  постоянно    испытывать   на  травяных  поверхностях, зданиях и сооружениях самые разные модели пылесосов, отрывающих крыши и «съедающих»  довольно недешевые модели  деревьев и кустарников. В модульных макетах эта проблема тоже имеется, но решать  её мы будем уже в процессе построения  модуля.

          7)Ещё одна немаловажная роль  модульного макета – коммуникационная.   Все модули строятся по  заранее оговоренным нормам  и не только Вами, но и другими коллегами-моделистами, что позволяет  в конечном итоге,   заранее оговорив время и место,  встретиться и собрать  все модули вместе в один большой макет, а заодно  и пообщаться о делах наших  насущных.

         Что ещё нужно для построения  самого первого модуля.  Одно из главных  составляющих  для любого строительства – в том числе и для этого – это идея.   Именно она (Великая Идея) поможет и  работы  осуществлять более  осознанно  и……….  когда  будет казаться, что конца и краю не видно, то поможет  с честью завершить начатое.  У меня вот  долгое время такой идеи не было.  Как правило,  все хотят строить станцию – большую, многопутную……     Не спорю очень интересно, но  если начать такую стройку без идеи,   тогда  велика вероятность, что такое  несоблюдение  п.5  изложенных Выше принципов модульного макета  приведёт в появлению ещё одного долгостроя  - либо надоест, либо новые идеи  задвинут  большую, но как окажется несовершенную станцию в самый дальний угол мастерской. Вторая крайность  построение   модулей  это -  создание поверхности  в виде  большого  идеально ровного  футбольного поля  с одинокой  ниткой железнодорожных путей, издали даже напоминающую  центральную линию этого самого футбольного поля.    То есть  ещё один принцип построения модульного макета – модуль не должен быть ровным.  Земная поверхность состоит из сплошных неровностей – выступов и впадин,  потому любая идеально ровная  макетная поверхность кажется игрушечной и далёкой от реальной действительности.

     У меня столь нужная  идея  появилась    по пути  в Донецкий регион, куда я  направлялся, «почти» не превышая  предельно разрешённую на наших  «автомагистралях» скорость.  Выглядела  идея  так:

        Вроде ничего удивительного – обычная низина с железнодорожной насыпью и трубой для пропуска вод  весенних  дождей и подвод  тружеников полей.   Может  такую же  или даже лучшую картинку можно найти, путешествуя  в сетях Интернета,  но именно эта картинка, увиденная  в реальности, заставила даже несмотря на спешку, остановить  лошадиную  упряжку  и  заснять понравившийся сюжет в разных  ракурсах.






         Далее пришло время определяться с  вариантом модульной системы.   На момент начала строительства модуля реально  доступны были 2 вида  модульных норм – Белорусский модуль(БМ) и Локотранс-модуль(ЛТ). Так как было реальное желание  когда-нибудь  прицепить свою долю к большому модульное макету, то выбор пал на ЛТ, так  как  поездки в Ростов в своё время были  довольно обыденным делом, а вот  в Минске как-то побывать не довелось.  Сейчас  к доступным вариантам добавились нормы Киевского модуля  и Рижского модуля. Так что можно выбрать нормы, какие душа пожелает.  Единственное, что хотел бы посоветовать – для  домашнего модульного макета  ширину  выбирать максимальную – 500мм, так как  меньше не смотрится.

        На этом  голая теория  закончилась,  и пришло время практики. Наконец-то скажет кто-то  и будет прав!    Итак,  что представляет собой модуль:

        1.Конструкция модуля смешанная -  деревянная   рама и наполнение из  пенополистирольных  листов(не путать с пенопластовыми, имеющими более рыхлую структуру).  При сборке  модуля  были использованы  три вида клеев –ПВА, Драгон, Момент-1, которые  применялись в зависимости  от  склеиваемого материала и  местных особенностей, на которые будет  указано  в дальнейшем повествовании.

        2.Нарезанные заготовки  были выставлены  в ряд и после традиционного почёсывания затылка,   началась сборка рамы.  Сборка проводилась  на саморезах  с обязательным засверливанием  отверстий под них и проклейкой клеем ПВА  сопрягаемых поверхностей.

        3.Так как во время работы  фотографировать не всегда вспоминал, то промежуточные этапы сборки  остались за кадром.   О существовании   хранителя истории вспомнил уже вечером, когда занёс первые результаты домой.

       4.После сборки рамы  все стыки были  прошпаклёваны  и просушены.        Места, к которым  будет в дальнейшем трудно добраться и которые не будут больше подвергаться обработке, были окрашены чёрной эмалью.

      5.Примерка листов показала, что они должны быть подвергнуты обрезанию. Странно, видать производители листов ничего не знают о существовании норм ЛТ-модуль.

      6.В боковых панелях рамы сделаны вырезы для облегчения веса, а также как ручки для более удобной переноски

 

      7.После обрезания листа пенополистирола, он был закреплён  с помощью клея Дракон.   Все дальнейшие работы  по склеиванию пенополистирола  производились также с помощью клея Дракон, так как Момент-1 растворяет  структуру пенополистирола. 

 

     8.Пришло время заняться ножками. Сначала была разработана конструкция ножек  с применением алюминиевых подгардинников. Подкупила  лёгкость материала, при необходимой жёсткости.  Для ножки и узла крепления были использованы трубки разного диаметра, при этом в качестве переходных втулок  были использованы обрезанные и  несколько увеличенные  по внутреннему диаметру горлышки от ПЭТ-бутылок.  Для соединения  ножек между собой в нижней части   были использованы  прутки с уже нарезанной резьбой.  К  раме модуля  ножки закреплялись с помощью болтов  М6. 

 По окончания  работ   конструктивная часть устраивала  целиком и полностью, а вот  внешний вид нет.    А так как модуль планировался быть одним из элементов интерьера, то  внешний вид  также имел большое значение.  Потому  пока модуль  опирался на  свои «люлюминиевые»  ноги,  поиск других вариантов для ножек был продолжен.

   9.После заделки  всех  поверхностей  пенополистиролом поверх него  был наклеен слой листовой  пробки.

   10.Для  большей гармонии с интерьером помещения  боковые  поверхности   модуля были оклеены   плёнкой под цвет чёрного  дерева.  На время работы над модулем декоративная плёнка  была сверху заклеена малярным скотчем.

  11.Предварительное построение  ландшафта. Из листа пенополистирола были нарезаны пластины, которые были склеены между собой в бруски. После высыхания клея у  подготовленных  брусков было предварительно  удалено лишнее с точки зрения  задуманной  концепции рельефа и  они были  уложены для  примерки/приглядки.

  12. Сопряжение между отдельными частями выполнено с помощью кусков пенополистирола и монтажной пены.  Кстати к этому времени  уже реализована и новая идея по ножкам модуля.

        Ножки и соединительные элементы  применены   стальные хромированные, которые  продаются, как элементы сборного торгового оборудования.   Трубы  наружным диаметром 25мм и длиной   3м(понадобилось около 7м), также были приобретены 4угловых крепления и 4 боковых, а также регулируемые  ножки с диапазоном  изменения  высоты  в пределах 20мм.  Сборка/разборка ножек  осуществляется с помощью ключа-шестигранника довольно оперативно.

  13.После закрепления всех элементов рельефа,  проводится окончательное его формирование, с помощью  ножа, скальпеля и наждачной бумаги.

 

  14.Вырезано русло ручья и предварительно  проведена трассировка  дороги.  После предварительного формирования рельефа  производится  его грунтовка и окончательная окраска и…………..очень  продолжительная сушка. 

 

  15.Баластная призма была  изготовлена из нескольких полос  листовой пробки разной ширины,  склеенных друг с друг.  Для того, чтобы  балластная призма выполняла возложенные на неё функции по шумоизоляции, то  рекомендуется  для склеивания  применять клей, который остаётся пластичным в высохшем состоянии (например, Момент-1, но только не Драгон, который после высыхания становится твёрдым). Придание формы призмы для заготовки осуществляется с помощью ножа и наждачной  бумаги.  Разумеется  для балластной призмы можно использовать и  листы пробки большей толщины(5мм) и тогда не нужно ничего склеивать.    Рельсовый материал  применён  Tillig 2,5мм.  Перед укладкой  рельсовые плети были окрашены.   Поверхность  балластной призмы  в местах укладки рельсовой плети также предварительно окрашивается.   Концы рельсовых плетей закреплены на  пластине из фольгированного  стеклогетинакса с помощью пайки.  В токопроводящем слое пластины  обязательно  делается разрыв для исключения короткого замыкания(КЗ). Окончательно   концы  рельсовых плетей   закрепляются  на поверхности модуля с помощью саморезов.

   16.В двух местах (основное и резервное подключение)  к рельсовой плети с наружной стороны рельсов припаиваются токоподводящие проводники, которые  через отверстия в рельефе выводятся  на  нижнюю  часть  подмакетника.    Рельсовая плеть закрепляется  с помощью  булавок. Обязательно проверяется  продольная и поперечная параллельность  рельсовой нити и плоскости модуля. При необходимости выравнивание рельсовой нитки производится  с помощью пластиковых прокладок.

 

  После проверки геометрических параметров  правильность укладки рельсов проверяется с помощью локомотива с самым плохим токосъёмом, а также  помощью локомотива с самой неоптимальной ходовой частью  на предмет схода с рельсов.  При выявлении недостатков  производится регулировка  уложенной рельсовой плети.  Только после   достижения   приемлимых  результатов,    можно приступать к отсыпке балласта. 

   17.В качестве балласта использовался материал  Medium Ballast Gray  арт.В1382 от Woodland Scenics. К слову, этот  же материал  можно использовать в качестве  имитации груза в вагонах, например щебня или после соответствующей окраски, груза руды.

 

   18.При балластировке 3-4 ячейки шпальной решётки заливались клеем ПВА, а потом  сверху засыпался балласт и обязательно трамбовался. 

   19.После полной засыпки балласта  обязательно  ждём  полного высыхания клея.

   20.После высыхания клея удаляем лишний  балласт и  устраняем  обнаруженные проплешины  вышеописанным способом.  Пока клей высыхает,  примеряем  портал  водопропускной трубы.  В нашем случае портал был перепилен из портала однопутного тоннеля  в ТТ-масштабе, а внутренняя  облицовка  портала выполнена с использованием  частей  «каменных опор»  моста  ТТ- масштаба.

 

 

 

   21.Травяной покров формируем с помощью листов разной  структуры. Производитель  листов значения не имеет. Главное, чтобы,  как и реальной жизни, были использованы  листы   травяного покрова с разной  высотой травы, плотностью  и кучностью  посадки.   Отличие оттенков  зелёного или желтого цвета особого значение не имеет, так как  всё равно   в процессе доводки модуля  выравнивания цветовой гаммы и тонировка является   обязательным пунктом программы.       

    22.Из травяных ковриков вырезаются  ассиметричные  фигуры, которые наклеиваются с помощью клея «Момент».    Части не покрытые травой,  покрываются  краской или  песко-клеевой смесью.

   23.Так как  отдельные поверхности модуля  имеют крутые склоны, то некоторых  местах имитируем  осыпавшийся балласт.

 

 

   24.Стыки между  разными травяных листов  маскируем  участками  мелкого кустарника.   Постепенно формируем русло ручья и  прилегающую к нему территорию.  Просёлочная дорога выполнена из смеси клея и какао, и  окрашена 

   25.Заливаем ручей «водой», для чего использовались гранулы E-Z Water арт.С1206 от Woodland Scenics.  Перед заливкой, русло ручья окрашивается  краской и матируется различными оттенками зелёной, коричневой и серой краски.  При формировании  водной глади  следует учесть некоторые особенности. Так  как заливка производится горячим материалом на термически  нестойкий пенополистирол, хоть и защищённый слоями краски(вот для чего важно, чтобы краска полностью высохла), то после  растворения гранул нужно дать  раствору немного остыть(буквально 2-3минуты).  Заливку одного  участка лучше проводить за один раз, так как   при накладывании «воды» слоями  можно получить не совсем  нужный результат.    Начало ручья  выкладываем  каменными глыбами, а на участках, прилегающих к ручью, высаживаем ряску.  Окончательно формируем   территорию мелким и средним кустарником.

 

    26.Формирование рельефа завершаем посадкой деревьев.  Деревья использованы  из серии Scene Scapes   фирмы  Bachmann(арт.32001-32011). Деревья дорабатываются следующим образом. Корень удаляется, в стволе со стороны корня (рядом со стальной сердцевиной)  сверлится продольное отверстие  диам.0,5мм, куда  на клею вставляется  обрезанная большая булавка, которая дополнительно  прикрепляется  к сердцевине ствола   с помощью   ниток, смазанных  клеем.  С помощью  булавки дерево и фиксируется на макете, и при этом позволяет в нужный момент легко удалить дерево.   

    27.Окончательное сопряжение  отдельных участков модуля по цветовой гамме  выполняется с помощью  аэрографа.  Тонировка производилась  различными оттенками зелёного и коричневого цвета.

    28.Для защиты  модуля от всепроникающей пыли  сразу же после  формирования и окраски ландшафта был  изготовлен защитный колпак.

  Колпак изготовлен из листового  оргстекла толщиной 3мм.  Стоимость материала с порезкой составила  около 24$.  Для  основной части  колпака был использован лист размером 1000х1000мм. Сгибание листа производилось путём местного нагревания   с помощью строительного фена.  Перед гибкой,  заготовка размечается – от противоположных краёв  листа  отмечается по 250мм.  В этом месте по длине листа  на 20мм вправо и влево от намеченной линии сгиба удаляется  защитная плёнка. Далее лист зажимается  между двумя ровными  деревянными брусками,  чуть выше линии сгиба, а бОльшая часть листа закрепляется на  столе или другой ровной поверхности.  Постепенно разогревая  поверхность по линии сгиба, с помощью небольшого усилия  сгибаем  лист до достижения  угла 90градусов между плоскостями.   После этого  таким же образом выгибаем и вторую часть.  Единственное предостережение – сгибается лист только один – перегнуть  чуть дальше или чуть  ближе  - не получится – лист лопается.  Боковые  листы вырезаются по размеру  и закрепляются с помощью клея «Момент» и  миниатюрных саморезов  арт.55298  от «Piko».  Так как оргстекло  в исходном состоянии довольно легко  царапается, то  был учтён  и этот момент.  По наружным плоскостям  колпак  оклеен  прозрачной плёнкой типа «Оракал».   Опыт эксплуатации защитных  колпаков показал, что  при наклейке плёнки не обязательно сильно усердствовать  при удалении воздушные пузырьков – со времен они исчезают сами по себе.   Куда не знаю – фантастика, одним словом.   Для  организации  сквозного движения   в боковых стенках колпака вырезаются окна по размеру  превышающему габариты  подвижного состава.   Для  более удобной фиксации  колпака на модуле, на фронтальной и тыловой поверхностях  рамы модуля,  установлены направляющие, изготовленные из  обрезанных  наполовину полозьев  для  стёкол.

   29.На модуле  удалось разместить несколько независимых  сюжетных сценок, гармонирующих с окружающей природой.  Фигурки  закреплены на  поверхности модуля с помощью  ножек, сделанных из  обрезанных  швейных булавок, одна сторона  которой  на клею закреплена  в отверстии,  предварительно сделанном в ноге фигурки, а второй острой стороной производится фиксация фигурки на модуле.

   30.Попался старый хрыч…. 

   31.Рассвет  в придорожной  полосе… 

   32.Конокрады в дозоре

   33.Речка-ручей… 

   34.На сенокосе  

   35.Начальника! Мы вагон разгрузили, дальше чаво? 

   36.Коллективная рыбалка

    37.Большая работа начинается с большого перекура

   38.Одинокий рыбак 

   39.Подпольный карьер действует….

       Двухлетняя эксплуатация модуля  не выявила  существенных недостатков, и данная технология  может  быть рекомендована  всем желающим.

       На этом  модульная тема не заканчивается,  в работе следующий модуль –  веерное  депо, но это уже совсем другая история.






Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация