Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Ходовая часть для моделей СЖД
    В этом подразделе будет размещаться информация о возможных вариантах ходовых частей для моделей СЖД,  в том числе  и образцы ходовых  частей  различных  локомотивов, выполненные с использованием  элементов ходовых частей  моделей промышленного производства.
   С некоторого времени для удешевления продукта,  производители моделей железных выпускают   модели подвижного состава  в стендовом варианте, или в виде наборов для сборки, в так называемых китах.  К сожалению, очевидно ориентируясь на  производителей бронетехники и авиации,  выпускаемые стендовые  модели  локомотивов и вагонов, даже не всегда имеют  возможность установки на рельсы (например из-за кривых смоляных колёсных пар), не говоря уже о том, чтобы  эти модели катать по рельсам, например в сцепе с другим, имеющим привод,  локомотивом.  А ведь   модели  железных дорог,  и в этом их существенное  отличие от моделей БТТ и авиации, в большинстве случаев приобретаются  для  самостоятельного передвижения по рельсам и именно в этом большое преимущество  нашего хобби и самое главное отличие от всех видов стендового моделизма.
   Потому вопрос "обмоторивания"  стендовых моделей  стоит очень остро.  Так вопрос  обмоторивания актуален при самостоятельном изготовлении моделей и при использовании ходовки промышленного производства, позволяет больше сконцентрироваться на  внешнем виде и его  деталировке.
    В настоящее время  уже нет смысла изготавливать с нуля  электродвигатели, редукторы и колёсные пары.  Как показывает практика  приводы, применяемые в моделях промышленного производства (особенно последнего поколения) обладают преимуществом перед изготовленными самостоятельно.  Как правило, промышленные приводы обладают  более плавным и тихим ходом и потому в настоящее время  более актуален вопрос  квалифицированного подбора привода (или отдельных его частей) из  промышленно выпускаемых,  так чтобы  привод полностью подходил по геометрическим размерам для модели, а кроме того был доступен, как по цене, так и по распространённости в модельном мире.  

                  

Некоторые аспекты выбора ходовой    части для моделей  тепловозов типа ЧМЭ2

 

         Среди тепловозов ЧМЭ2, которые эксплуатировались в СССР, было несколько  вариантов, отличающихся размерами, в том числе и по ходовой части,  потому,  чтобы не было путаницы, хотелось бы немного остановиться на всех вариантах и особенностях  прототипа, которые будут важны  при изготовлении ходовой части и самой модели.

 

        Первые тепловозы  типа  ЧМЭ2 были изготовлены чешским заводом ЧКД-Прага  в 1958 году и в конце этого  же года поступили на железные дороги  СССР.  В процессе производства тепловозы модернизировались, потому различают  три выпуска  этих тепловозов.
       Тепловозы ЧМЭ2 с номерами 001-062  (первый выпуск) поставлялись в СССР на тележках пенсильванского типа и на этих же тележках  отработали весь  предусмотренный  производителем ресурс.

        С номера 063(второй выпуск)  в конструкцию тепловоза были внесены изменения, что сказалось и на внешнем виде,  что важно для моделистов  - наиболее заметное -капот стал длиннее на одну дверцу и появились решётки в более длинной передней части(перед вентилятором холодильника), а кроме того изменилось межшкворневое расстояние между тележками  и соответственно  габаритные размеры тепловоза.

     Габаритные размеры тепловоза  по длине для разных выпусков имели следующие значения:
- с  номера  001 по 062  - 12460мм;
- с номера   063 по 210  - 13260мм;
- с номера   211 по 522 -  13240мм;

         С номера 211 на тепловозы ЧМЭ2  стали устанавливать бесчелюстные тележки(третий выпуск).  Первые бесчелюстные тележки  в качестве  эксперимента  были установлены в 1962 году на тепловоз Т435.087 чехословацких железных дорог.   Необходимость таких усовершенствований     связана   с тем, что тележки пенсильванского типа имели достаточно высокую жёсткость рессорного подвешивания и относительно большой неподрессоренный вес.   Бесчелюстные тележки были установлены с целью улучшения динамических качеств тепловоза и лучшей вписываемости в кривые.  Межосевое расстояние у  обоих типов тележек было одинаковым и составляло 2400мм.

      Следует также отметить тот факт, что в дальнейшем в СССР были поставлены комплекты бесчелюстных тележек и на всех тепловозах от 063 до 211 номера, тележки пенсильванского типа были при проведении ремонтов  заменены на бесчелюстные.

     С учётом вышеизложенного возможны три варианта исполнения  модели тепловоза ЧМЭ2:

    1)ЧМЭ2 с номером  от 001 до 062 на тележках пенсильванского типа

    2)ЧМЭ2 с номером  от  063 до 210 на тележках пенсильванского типа (как ещё не прошедший ремонт с заменой тележек)

    3)ЧМЭ2 с номером  от 063 до 522 на бесчелюстных тележках

 

       Чешская фирма  СS-Train, а в последующем немецкая РМТ  производит  модель, которая по размеру корпуса соответствует номерам ЧМЭ2 с 001 по 062, но имеет бесчелюстные  тележки и буфера, что не характерно  для тепловозов, работающих в СССР, потому при конверсии  эти элементы подлежат  изменению в первую очередь. 

         Кроме варианта  самостоятельного изготовления корпуса    в  последнее временя   доступны   наборы  для сборки моделей тепловозов ЧМЭ2 разных модификаций  из  различных  материалов -  смоляные,   травленые наборы для сборки моделей из латуни.  Эти наборы включают в себя все необходимые компоненты для изготовления  стендовой модели,  а вот вопрос  с  применением ходовых частей  для этих локомотивов так и остаётся открытым.   Какие  возможны  варианты для решения этой проблемы?  Вариант с использованием  ходовой части  от тепловоза Т435 от CS-Train\PMT не рассматривается, так как покупать готовую модель этого производителя ради ходовой части довольно дорогое удовольствие( цена около 300$), а отдельно ходовых частей встречать не доводилось.    Можно конечно изготовить  ходовую часть с нуля, но честно говоря, самодельных ходовых частей с характеристиками по шуму и плавности хода, соответствующие  современному уровню, пока  встречать не доводилось.   Потому  нужно  подыскать что-то из промышленных моделей  с нужными  геометрическими размерами, приемлимой кинематикой и  доступной ценой.   Среди всего многообразия моделей известных европейских производителей найти  подходящий вариант не удалось,   потому  взор был обращён в сторону  американских моделей и прототипов.

       После  анализа  размеров прототипов,  установлено, что подходящие размеры  по ходовой части  имеют американские  тепловозы серии S1, S2, S3, S4, SW9/1200, VO-1000.

      Модели  этих тепловозов выпускают  различные  американские производители,  из наиболее распространённых и доступных  это «Life-Like»(которые в настоящее время  выпускаются под ТМ «Walthers») и «Atlas», а также довольно интересны модели фирмы «Stewart».

     Выпускаются следующие подходящие  модели:

1)     Тепловоз  S1  - Life-Like (арт.23720-23725), Atlas (арт.8816)

2)     Тепловоз  S2  -  Atlas(арт.8706)

3)     Тепловоз  S3  - Life-Like (арт.30977),  Atlas (арт.8826)

4)     Тепловоз  S4  - Atlas

5)     Тепловоз  SW9/1200  - Life-Like (арт.41401-41423)

6)     Тепловоз  VO-1000  - Stewart (арт.4710-4740)

     Хотелось бы отметить, что целью  этой статьи  является не   розыск и учёт  всех возможных вариантов и производителей  вышеуказанных  моделей, а подбор  наиболее доступных  и приемлимых вариантов  с учётом конструктивных  особенностей прототипа.  Например, в перечень не включены   модели  фирмы АНМ,   по причине того, что  нужные модели выпускаются в стендовом варианте.   Хотя и моторные модели этого производителя не   впечатляют своими  характеристиками..

       На некоторых  из вышеперечисленных моделях остановимся  более подробно.

     Модель  S1 от  Life-Like относится к  серии «Proto 2000», то есть  самой престижной серии этого производителя.  Артикулы  23720-23725   отличаются между собой   различной окраской и надписями.  Как и все модели  локомотивов этого производителя, тепловоз S1  поставляется с отдельно уложенным в коробку  ходовой частью и  корпусом, потому  даже через окна коробки видно все особенности ходовой части.

  Модель   имеет 5-полюсный мотор,  2 маховика,  привод на все колёсные пары и токосъём со всех колёс.  Привод  от электродвигателя  на тележки с помощью карданной передачи.  Модель имеет разъём под декодер, но выполнен он не совсем обычно.  На раме  модели с помощью винтов закреплена  заглушка-переходник, а сам 8-пиновый разъём   вставляется  в эту заглушку.  В принципе  это совсем не критично, скорее всего производитель таким образом ориентирует потребителя только на какой-то конкретный вариант декодера.     Освещение выполнено на лампах накаливания. Эта модель, как все остальные модели Life-Like в настоящее время изготавливается в Китае, потому стоимость довольно приемлима  и не превышает 100долл.

 

      Хотелось бы также остановиться на некоторых особенностях токосъёма у этой и других  моделях.   У  многих моделей  американских торговых марок  токосъём  организован  без применения  токосъёмных лепестков, которые  характерны для большинства европейских производителей.  Токосъём выполнен  через  подшипники, в которые опираются оси колёсных пар. Подшипники  каждой  из боковин тележек соединены между собой металлической пластиной, от которой  электропитание через провода подаётся к двигателю. Пластина с подшипниками  размещается в выемке  имитаторов боковин, которые закрепляются на корпусе  редуктора тележки с помощью защёлок.  Из-за этих особенностей при использовании указанных  ходовых частей  не получится просто срезать  имитации боковин и  установить новую.   Просто нужно  будет по максимуму сточить имитации боковин,  не затронув элементы крепления, а  поверх наклеить новую имитацию боковин.  

         Аналогичными характеристиками обладает модель  SW9/1200 от того же Life-Like. (арт. 41401-41425)  Модель относится к  серии Proto-1000, что  не сказалось на внешнем виде модели, но в данном случае   принадлежность  к более низкой  серии  заметна по отсутствию разъёма под декодер.

          Следует отметить, что модели  тепловозов  S3 и S4  установлены на тележки  пенсильванского типа, только на подшипниках скольжения, потому при использовании  ходовых частей от этих тепловозах  боковины тележек можно не заменять,  а заменить только  буксы  на крышки  подшипников  качения, которые применялись  на тележках тепловозов ЧМЭ2.

 

       Модель VO-1000 фирмы Stewart  также имеет тележки пенсильванского типа, но имеет свои особенности.     Модель имеет 8-пиновый разъём под декодер.  На модели применён  двигатель фирмы Canon. Модель имеет несколько большую базу, чем  остальные модели, но включена  в перечень возможных  доноров по причине  отличных ходовых характеристик и  компактных размеров редуктора на тележках, что позволит  более реалистичную, а не обрезанную кабину машиниста.
 

       Хотелось бы также отметить, что  для моделей тепловозов ЧМЭ2 второго и третьего выпуска  ходовые части  вышеперечисленных моделей (кроме Stewart)  по  основным геометрическим размерам  (межосевому расстоянию в тележках и межшкворневому расстоянию)  подходят полностью и не требуют  изменения  размеров.  Для моделей ЧМЭ2 первого выпуска (номера 001-062)  потребуется  уменьшение межшкворневого  расстояния.

        Остановимся более подробно на практическом воплощении  вышеизложенных  изысканий.   В качестве ходовой части для тепловоза ЧМЭ2 первого выпуска  была  использовалась  ходовка  тепловоза S1 от Life-Like.  Межшкворневое расстояние, необходимое для  модели  ЧМЭ2 в данном случае  необходимо уменьшить на 4,6мм.  Рама у модели-донора состоит из двух  полурам - нижней и верхней,  которые соединяются  друг с другом  корпусом электродвигателя.    Для  уменьшения межшкворневого расстояния  в средней части нижней полурамы  вырезаем её часть, а оставшиеся половинки соединяем  между  собой винтами и клеем.   Для этого в приливах в нижней части рамы   были сделаны продольные  отверстия, далее  в одной части  нарезана  резьба М2, а во второй части   рамы  отверстие выполнено с потаем - под головку винта.  Перед сборкой  частей полурамы на соединяемые поверхности нанесен эпоксидный клей и после   соединения половинок, они были стянуты винтами.  Далее  пришло время установить на место двигатель. Для этого  посадочное место под него было увеличено  с помощью ручной фрезы под размер двигателя.  Место крепления двигателя также изменилось, потому для винта, фиксирующего  двигатель в нижней  полураме, сделано новое отверстие.    Тележки устанавливаются на свои привычные места, при этом  карданы  укорачивать не пришлось, просто карданные  стаканы  были  сдвинуты  по оси.  Верхняя часть рамы  была также укорочена под размер новой модели,  чтобы с одной стороны она  не заходила вглубь кабины, а в передней части не выступала за границы капота.      Имитаторы боковин тележек пенсильванского типа  были собраны из набора  травлёных деталей и наклеены, вместо  сточенных родных боковин.  Плата разъёма под декодер  установлена на привычное место – на раму и закреплена с помощью  пары винтов.    Свободное место на раме позволяет установить   звуковой декодер  от ESU  v4.0 вместе с динамиком  размером  14х25мм,  таким образом.  вместе с остальными возможностями цифрового управления, модель  получила полноценный звук.

   Результат  на фото.


 














Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация