Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Конверсии вагонов "Конка" часть 1

                                  Конверсии вагонов «Конка»(часть1)

 

                                                                    От «можно сделать» до «сделано» 

                                                                    часто большая пропасть, иногда

                                                                     длиною в жизнь, так давайте  делать

                                                                     дела, а не только  говорить об этом

                                                                                                  Г.М.(С).

 

          Благодаря многолетнему  неустанному труду Вадима Жаворонкова   вагоны его торговой марки «Конка»  пополнили  коллекции  многих  любителей СЖД.  Уже  появилось  и   желанное   разнообразие  моделей «Конка» в коллекции. Есть и крытые вагоны  разных типов и  с разными номерами, и платформы –  коричневые МПСовские и зелёные - промышленного парка.  А всё равно на душе как-то не спокойно.  Начинает хотеться того, что не выпускает родной мелкосерийный  производитель.   И  если  Вы пока не готовы  сделать модель   полностью с нуля, но хотите разнообразить, улучшить и  качественно увеличить свою  коллекцию, то милости просим к нам  -  в клуб любителей конверсий.  Конверсии могут быть  глубокими и не очень, но в результате  Вы получите  модель, которая  будет  иметь индивидуальные черты,  а самое главное  будет сделана  Вашими  руками и потому при аккуратном и точном  исполнении  неизбежно будет первой среди равных.

         Предлагаю  начать  с самых простых конверсий,  а потом постепенно  заняться более глубокими конверсиями.     

         Первое - если Вы используете  модели Конка   для катания на макетах, то  замена штатных  пластиковых   колёсных пар  на металлические неизбежна.   Для замены можно использовать  колёсные пары  диаметром 11мм и длиной оси 24,5мм.  Колёсные пары можно использовать от разных производителей, главное чтобы они подходили  по вышеуказанным геометрическим параметрам.  Например,  колёсные пары   «Roco»  не подходят из-за  того, что длина оси у них больше необходимой(24,75мм).   Для замены подходят колёсные пары «Piko»    арт.56050, 56051. 

        Второе – для качественной эксплуатации  вагона на макете его  необходимо догрузить.  Груз в крытых вагонах  размещается внутри вагона в  районе крепления тележек.  В качестве груза можно использовать  стальные пластины  толщиной 2мм и  размером 25х25мм.  При необходимости можно установить несколько таких пластин.   При  увеличении веса  вагона следует учитывать, что излишний груз  при эксплуатации на макетах  может привести к повышенному износу  мест установки колёсных пар в тележках.  Поэтому основным критерием  при опытном догружении вагона  является  отсутствие  сходов    вагона   в различных условиях  эксплуатации.

         Установка НЕМ-шахты.

         Одним из недостатков  вагонов «Конка»  является отсутствие  на них штатной  НЕМ-шахты.   Потому одним из элементов  первичной  конверсии  является укомплектование  вагонов шахтой.   Это позволит  не ограничиваться   штатным вариантом  сцепки с накидной петлёй, а использовать самые разные варианты существующих сцепок -  типа ласточкин хвост “Roco”,  Profi  от “Fleischmann”, кулачковые от Kadee, в общем, что душа пожелает,  а   в будущем когда будут  созданы  новые  интересные варианты сцепок  без труда перейти  на  них.  Именно поэтому  стараюсь при возможности оборудовать  подвижной  состав универсальной НЕМ-шахтой  и  вариант   установки  коробочки  со сцепкой Kadee  непосредственно на раму  для этого типа вагонов не рассматривается    Есть два пути  такой конверсии -  установка новой тележки, которая уже имеет  такую шахту  и добавление  НЕМ-шахты к штатной тележке.   Тележки  ЦНИИ-Х3 уже имеющие НЕМ-шахту выпускаются под торговой  маркой «Miniaturmodelle»,  а в последнее время появился ещё один  производитель – «Bergs».    Второй вариант предусматривает  добавление НЕМ-шахту к штатной или  любой другой тележке.    Остановлюсь подробнее на последнем варианте.  

         Для укомплектования  вагона  НЕМ-шахтой ,    я использую   шахты   от  2-осных вагонов ПК (Фото 1 )или  шахты из набора   Ribu by Rietze  арт.502.  

   Штатная штанга сцепки частично  отрезается  - оставляя хвостовик длиной 8мм(считая от поперечной балки тележки).  У НЕМ-шахты срезаются  штырь  и зацеп для пружины,  а также  частично  отрезается  хвостовая часть. Вставляем сцепку в шахту, тем самым проверяем шахту на работоспособность, удаляем  лишние приливы и заусенцы и после этого   хвостовик  НЕМ-шахты  полистирольным клеем  приклеивается к  хвостовику на  тележке. При этом  нанося клей кисточкой на обе  склеиваемые части важно  постараться растворить  слой пластика, чтобы  прочность  соединения была максимальной.  После стыкования   шахты с тележкой нужно  отцентрировать  НЕМ-шахту чтобы её продольная ось совпадала с продольной  осью тележки. Не нужно спешить  вставлять  новую сцепку в шахту,  а лучше дать соединению хорошо высохнуть.  Для устранения  пластикового блеска    тележки следует окрасить  матовой или полуматовой чёрной краской.

          Замена тележек.

          Крытые вагоны образца 1936-60г.г., которые производит Конка, штатно комплектуются  только тележками типа ЦНИИ-Х3.  Как правило, такими тележками комплектовались   прототипы   вагонов  с конца 60-годов прошлого века.  Подкатка  тележек ЦНИИ-Х3  в указанный период  производилась  при производстве новых вагонов, а для старых  -  при проведении   ремонта  вагонов по мере износа тележек, которые применялись ранее.  Следует учитывать, что  тележки  типа ЦНИИ-Х3  более предпочтительны для  вагонов 4 модельной эпохи (1970-1990г.г.) и более поздних эпох.   На крытых  вагонах   второй  (1920-45г.г.) и третьей (1945-70г.г.)  эпох   были распространены  другие  типы тележек – МТ-44, МТ-50, поясные типа  Diamond.

          При  замене  штатных  тележек  можно  использовать   тележки от Петра Кондратьева (торговая марка ПК).    Последний  выпускает  довольно  неплохие    поясные тележки типа Diamond, а также тележки с литыми боковинами на подшипниках скольжения(МТ-50).   Приятной особенностью тележек от ПК является  полное совпадение   узла крепления с вагонами «Конка».  Потому замена  сводится только  к установке новых колёсных пар  и   установке тележек в штатные узлы крепления.  На  вагоны 30-50 годов   устанавливаются  преимущественно тележки  типа Diamond, на вагонах  40-50 годов -  тележки  типа МТ-44,50.

         Хотелось бы отметить, что  на  некоторых вагонах   «Конка»   можно менять тележки даже без замены  надписей на вагоне.  Например,  на крытом вагоне  арт.284  надписи относятся к далёкому 1951 году, и  тележки  типа ЦНИИ-Х3 на этом вагоне, мягко говоря, неуместны.   Для этого вагона поясные тележки Diamond, как говорится, как раз  то, что доктор прописал.(Фото 2 )

          Следует учитывать, что в тележках типа Diamond использовали,  как  цельнокатаные, так и спицованые колёсные пары.  В повседневной  эксплуатации  были  нередки случаи, когда даже  на одном вагоне и даже в одной тележке использовались разнотипные  колпары -  спицованая и цельнокатаная.  Потому при  замене тележек на поясные   также можно установить  спицованные колёсные пары. (Фото 3 ) 

 Из доступных можно  использовать колёсные пары «Roco» ( арт. 40188).  К сожалению,  длина оси  у колпар «Roco»  больше   необходимого, потому приходится  распрессовывать  колпары  Roco и   одевать  спицованые колёса  на штатную металлическую ось вагона Конка, вместо родных пластиковых и для фиксации  закреплять капелькой контактного  клея.

          На  моделях крытых   вагонах  с увеличенным  до 106 куб. м объёмом кузова(арт.260-266),  а также на   бортовых(арт. 450-451)  и безбортовых  платформах( арт.470-472),   допустима замена  тележек  ЦНИИ-Х3 на тележки  с буксами  на подшипниках скольжения МТ-50. (Фото 4 ) 
 
 При этом хотел бы отметить, что вагоны с такими тележками   активно использовались  в сети МПС  до начала 80-х годов  прошлого века.   Поясные тележки  типа
Diamond  на  вышеотмеченных    вагонах  не использовались.

        Тележки  ЦНИИ-Х3, штатно установленные на вагонах  «Конка», являются тележками на подшипниках качения.  При применении таких  тележек   на вагонах  наносится специальный знак -  стилизованное изображение подшипника качения. Такой знак имеется  и на моделях  «Конка».   При замене  тележек  этот знак необходимо удалить.  Так как  практически все имеющиеся в модельном парке  вагоны «Конка» приходится   переделывать  под третью эпоху, то стирать знак «подшипник» даже  при неглубоких конверсиях приходилось уже не раз.  Для стирания приспособился использовать  мягкий ластик. Надписи на вагонах Конка выполнены с помощью тампопечати.   Качественное стирание тампопечати дело не быстрое, потому спешка здесь ни к чему. Надпись стирается постепенно.  Обязательно условие  при этом - хорошее освещение, чтобы можно было бы следить за состоянием основного слоя краски.  После  стирание знака  место, где он находился, отполировывается  до блеска, потому это место    можно задуть  тонким  слоем матового (или полуматового ) лака для выравнивания  уровня   блеска/матовости  с остальной поверхностью вагона.

         Установка буферов.

         В вагонах  оборудованных  винтовой сцепкой  для  восприятия  ударных нагрузок  применяются буфера.  По мере оборудования вагонов автосцепкой  буфера удалялись, так как ударную нагрузку воспринимал  механизм автосцепки.  Но  судя по   историческим фотодокументам,  буфера при установке автосцепки удалялись далеко не всегда.  Это было связано с тем, что в  30-50 годах прошлого века  в парке МПС СССР  эксплуатировались  вагоны, как с автосцепкой, так и с винтовой сцепкой. Эксплуатация  вагонов с разными типами сцепок в одном составе  требовала  применения буферов. То есть очень часто использовались вагоны оборудованные автосцепкой и буферами.  Коренной  перелом  в ситуации  наступил  10 марта 1957г.,  когда  было принято решение  о переводе всех вагонов  парка МПС на автосцепку. С этого времени  на всех  вагонах   при  проведении годовых осмотров, средних и капитальных ремонтов   устанавливалась  автосцепка и   удалялись  буфера.   Несмотря на то, что  на моделях  крытых вагонов Конка выполнена имитация розетки автосцепки, буфера  будут вполне уместны при воспроизведении модели   вагона,  эксплуатирующегося   до 1957года.   Производитель  моделей  буферов значения не имеет - главное, чтобы форма буферов соответствовала типам, применяемым на вагонах СЖД.   При конверсии моделей  крытых вагонов Конка я использую  несколько  вариантов буферов -  буфера,  отлитые  из белого металла  киевского производства,  точёные буфера  из латуни  от Модельдепо,  рабочие вагонные буфера «Лилипут»(Фото 5 ). 
 Для установки  буферов  в торцах вагонов   под них  высверливаются отверстия  под диаметр хвостовика  буфера.  Металлические буфера  перед установкой  грунтуются и окрашиваются в чёрный цвет.

        Прототипы моделей   платформ, которые выпускаются под ТМ «Конка» были разработаны  в начале 60-х годов прошлого века и были рассчитаны только на применении автосцепки,  поэтому установка буферов на них  уже не предусматривалась.

   

                                

          Окрасочные конверсии   крытых вагонов «Конка»

         Самое первое, что приходит в голову,  для чего  нужно перекрашивать эти прекрасные вагоны – чтобы получить  вагон с другим номером,  может к другой  эпохе  или припиской к какой-то  своей  дороге.    Так как у производителя уже имеются вагоны  кирпичного, бурого,  светло- и тёмно-зелёного цвета, то чтобы порадовать себя новыми, а главное   реальными  окрасками,  придётся  постараться.     В своё время,  а именно в 30-40 годах прошлого века,   согласно инструкции по окраске грузовых вагонов,  все металлические  элементы конструкции  вагона окрашивались в чёрный цвет.  Деревянные элементы конструкции, как и обычно, окрашивались в бурый цвет.  Появилась идея  сделать  такой вариант  крытого вагона.   Чтобы  при этом модель соответствовала своему времени меняем тележки  на поясные,  колпары на спицованные, устанавливаем буфера, а также добавляем  НЕМ-шахту.  Теперь пришла очередь заняться  корпусом вагона. Спиртом или мелкой шкуркой удаляем  надписи.   Корпус разбираем – аккуратно отделяем крышу от боковых стен, а также двери .  Части корпуса моем с мылом и сушим.  Окрашиваем все детали   корпуса  в кирпичный цвет.   Насчёт оттенков кирпичного,  можно сильно не беспокоиться – красили вагоны краской с самыми разными оттенками, кроме того,  цвет со временем менялся под воздействием солнечных лучей.   После окраски  вагон  откладываем в «долгосрочную сушку»-   минимум  на две недели. Спешка здесь совсем ни к чему – краска должна хорошо высохнуть, чтобы  накладываемые маски не сорвали  краску.   После того, как  корпус высохнет, начинается самая нудная и не интересная часть работы.  Все деревянные части обшивки  нужно  защитить  малярным скотчем.  Как вариант, можно использовать и   маск-растворы, выпускаемые для этих целей, но  в данном случае   я такой вариант не использовал, потому о результатах  их использования  мне неизвестно.   После того,  как  деревянные части  защищены  от  воздействия краски, можно приступать к окраске чёрным металлических частей.  Окраску всех моделей я выполняю только аэрографом.  Никаких специальных советов  по этому поводу  не даю, все  действия  по окраске в рамках классической аэрографии.  После окраски  бумажную маску можно   (и даже  нужно) аккуратно   снимать минут через 15 после окраски.   Сделать это нужно для того, что если в какой-то части  вагона чёрная краска попала на «кирпичное  поле», то можно   аккуратно снять   «задувы»  тампоном,  смоченным в спирте.  После того, как  чёрная краска высохнет, необходимо  снова  наложить  маску на торцевые части  вагоном и задуть  чёрным буферный брус вагона.   После окончательного высыхания   наносим  декали,  производим сборку вагона  и  окончательно проверяем ходовые качества.(Фото 6) 


Продолжение следует.......

 






Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация