Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Наш Шарик (модель паровоза Ша122

                                                                                                                               «Шарикам всех времён

                                                                                                    и народов посвящается…»

 

        Хотя я  очень  люблю собак (а особенно немецких овчарок), но в данном случае (к сожалению)  речь пойдёт не о них.   В своё время  у нас  «шариками» называли паровозы  американской  серии S160, которые     строились   заводами «Baldwin»   и «ALCO», в том числе  и для нужд  железных дорог СССР.  Всего  в Советский Союз   поступило 193 паровоза, где им была присвоена серия Ша.  Паровозы  этой  серии  в  зависимости  номера,   имели некоторые отличия во внешнем виде,  из которых хотелось бы отметить  то, что  паровозы,   начиная с  номера   151,  имели сервопривод  механизма реверса, а все паровозы  до этого номера ручной  привод.

        Металлический  кит  для сборки  модели паровоза S160, который выпускается английской фирмой «Model Loco» выпускается уже давно.  В этой  статье я бы хотел  коснуться  особенностей сборки  отечественного  варианта   модели паровоза.     При этом хотелось бы отметить, что при   сборке  для большего соответствия прототипу, который поставлялся на отечественные железные дороги, а также для  удобства в эксплуатации и доведения модели до  современного уровня  по сравнению с базовой моделью   были внесены следующие изменения в конструкцию:

1)впереди и сзади добавлены НЕМ-шахты и использованы  кулачковые сцепки «Kadee»  c подвижной головкой;

2)установлены действующие буфера от фирмы «Liliput»;

3)модель оборудована освещением  в буферных фонарях на тёпло-жёлтых смд-светодиодах;

4)установлен  действующий   прожектор  отечественного образца  с использованием в качестве источника света  светодиода тёплого белого спектра;

5)увеличен объём угольной ямы, путём установки  деревянных бортов;

6)угольная яма засыпана  натуральным угольным материалом;

7)корпус тендера паровоза выполнен  разборным, с возможностью доступа внутрь;

8)установлена коммутационная плата  с  8-пиновым разъёмом под декодер;

9)установлен новый паровоздушный насос;

10)использован типовый турбогенератор отечественного образца;

11)увеличена высота дымовой трубы;

12)применены соответствующие прототипу  тележки с рабочей подвеской;

13)установлены  новые колёсные пары большего диаметра;

14) на котле установлены  типовые отечественные клапана  и   свисток;

15)для облегчения обслуживания модели крышка дымовой камеры выполнена съёмной;

16)изготовлена новая электропроводка модели;

17)добавлена имитация ящика для пожарного рукава;

18)выполнена окраска, характерная для отечественных паровозов  и конкретного прототипа;

19)надписи  и обводки выполнены декалями, специально разработаными для этой модели;

20)модель оцифрована;

        Несколько слов о самом наборе…  Упакован  набор   в добротную коробку из картона синего цвета (фото 1)

   
Хотя с  момента начала выпуска  набора прошло уже более 10 лет, но варианта   инструкции на русском языке в комплекте нет,  что доставляет некоторые трудности.    К  набору прилагается  документация (распечатанная на  принтере!),  на английском, немецком, французском языках с историей локомотива и   инструкцией по сборке со схемами.   Сами детали упакованы в полиэтиленовые  пакеты  с разделением на отдельные отсеки (фото 2-5)








  К сожалению, хоть какая-то нумерация на пакетах отсутствует полностью, потому   догадаться,  куда  предназначена та или иная деталь можно только логически и с помощью   не очень  подробных схем в инструкции.  Часть деталей  отлиты  из белого металла, часть  вытравлены из листовой латуни, и соответственно  имеют разную цветовую гамму,  потому вариант оставить паровоз неокрашенным, как  иногда поступают  владельцы  полностью латунных паровозов, в этом случае отпадает.

       Следует отметить, что  хотя  модель находится в производстве  уже долгое время,  в ходе сборки были выявлены явные  недоработки  по конструкции (будут указаны далее) и пересортица  по комплектации.

         При сборке  модели  для соединения отдельных деталей были использованы  пайка, эпоксидный и моментальный клей.   Чтобы каждый раз не повторяться  отмечу сразу, что все детали, отделяемые от литников и травленых пластин,  подвергаются  обработке   надфилем и наждачной шкуркой для удаления   облоя и непротравленных частей.   Сборку модели начинаем с рамы:

1. Полотна   рамы сгибаем  в протравленных местах и, вставляя травленые  распорки,  соединяем  оба полотна с помощью металлических втулок  винтами (фото 6);





2.Собираем  редуктор.  Сразу хотелось бы отметить, что   в моём случае  одно из отверстий на раме для оси редуктора  было меньше нужного размера, также   отверстие меньшего  нужного диаметра  было  в одной из втулок редуктора;

3.При сборке  ведуших  колёсных пар,  учитываем, что   на одной оси должно находиться  одно колесо с диэлектрической втулкой  и одно колесо без втулки.    При этом отверстия крепления  ведущих дышел   должны быть сдвинуты относительно друг друга на 90 градусов.  Для  качественного закрепления колёс  из отвёртки был изготовлен  специальный  инструмент с вырезом в центральной части, который позволил  надёжно  зафиксировать  комплектные фасонные гайки.   Кстати,   в моём случае,  шестерня на  приводном валу  была закреплена с недостаточным натягом, что проявилось в дальнейшем, потому,  можно сразу  закрепить её эпоксидным клеем;

4.Вставляем  подшипники с колёсными  парами  в посадочные места на раме;

5.На поддоне  выгибаем имитацию элементов  тормозной системы  и фиксируем  поддоном  колёсные пары;

6.Проверяем лёгкость вращения  каждой колёсной пары и при необходимости регулируем  положение тормозных колодок, чтобы они  не мешали вращению;

7.Устанавливает ведущие  дышла и проверяем лёгкость вращения   всех четырёх колёсных пар. При этом прошу заметить, что хотя при вращении могут быть скрипы и другие посторонние призвуки, но смазывать  подвижные соединения пока  не нужно, так как это может  помешать   качественной  окраске  деталей;

8.Выходной  вал электродвигателя из комплекта кита   имеет  вылет гораздо больше необходимого. Может это скрытый намёк на возможность установки маховика? Но практическая  возможность для реализации варианта с маховиком в данном модели отсутствует. Маховик   может разместиться только в будке паровоза, что неприемлимо с точки зрения эстетического восприятия модели.  Кроме того, при этом  потребовалось бы  изрядно   «покромсать»   пол будки, что к тому же  сказалось бы на прочности  корпуса модели.  Почему я уделяю это моменту столько внимания?  А  потому что  электродвигатель  поставляется с уже напрессованным на вал  пластиковым червяком  и  при отрезании  лишней части вала место  посадки червяка будет подвержено  нагреву, что не самым лучшим образом может сказаться на прочности посадки. Потому перед удалением лишней части вала  нужно либо спрессовать червяк, либо обеспечить качественный местный теплоотвод и отрезать вал в несколько этапов для исключения  излишнего нагрева.  Далее  подпаиваем провода к электродвигателю  и закрепляем его на раме (для начала можно только верхним винтом).   Проверяем  работу  привода (фото 7);






 

9.Немаловажный момент – проверка  взаимной параллельности  рамы и  элементов  ходовой части. Устанавливаем  ходовую часть на рельсы  и проверяем, чтобы все колёса касались  рельсов,  и не было диагональных перекосов. В случае  выявления перекосов выравниваем раму путём   аккуратного выворачивания  концы  рамы во взаимно противоположных направлениях;

10.На колёсах - в местах противоположных  отверстиям под ведущие дышла, с помощью эпоксидного клея, закрепляем  противовесы;

11.Выгибаем по шаблону  корпус тендера, раму тендера и соединяем  эти части с помощью пайки (фото 8);



12.Сгибаем днище тендера  и закрепляем  опоры тележек.  Закрепляем  днище тендера на корпусе тендера  с помощью пайки; 

13.Тележки  тендера и их колёсные пары из комплекта  кита  не соответствуют  применённым на паровозах серии Ша, потому в данном случае применены   тележки с рабочей подвеской от американского вагона.  Колёсные пары вначале были установлены спицованные  от «Roco»(арт.40188), но из-за высоких реборд  в дальнейшем были заменены на колёсные пары  «Bachmann»(арт.42903) с низкой ребордой. Закрепляем  тележки на тендере с помощью  длинным винтов М2 из комплекта (фото 9);



14.На внутренних  бортах  тендера с помощью   эпоксидного клея закрепляем  литые  пластины-усилители (фото 10); 

 

15.С помощью эпоксидного клея на  крышке тендера  закрепляем   борта  угольной ямы и инструментальный ящик (фото 11);  


 

16.В штатном варианте  доступ внутрь тендера не предусмотрен, но ввиду того что  в нашем случае    модель   будет выполнена на более современном уровне, то доступ в тендер будет необходим, так как внутри корпуса тендера  будет расположена  коммутационная  плата с  разъёмом под декодер и собственно сам декодер.   Для обеспечения доступа в тендер  необходимо  модифицировать  верхнюю крышку тендера. Из пластикового литника  изготавливаем крепление крышки и  с помощью винта и эпоксидного клея  закрепляем крепление на внутренней  стороне крышки (фото 12).  В днище  тендера делаем отверстие под саморез, которым будет закрепляться  крышка тендера;

17.Увеличиваем объём угольной ямы, для чего из  пластин  с имитацией деревянной доски  и листового пластика толщиной 1мм  изготавливается соответствующая деталь. Основа для угольной кучи  вырезается  из двух пластин   пластика толщиной 2мм, склеенных между собой  (фото 13).

 
В дальнейшем – после покраски  угольная яма покрывается слоем моментального клея и засыпается перемолотым углём из картриджа от фильтра для воды;

18.Для  надёжной электрической изоляции  платы и декодера  внутрь тендера  вставляется  пластиковая пластина (фото 12).    Коммутационная плата  «одевается»  на винты  крепления тележек и  закрепляется в тендере  с помощью гаек;

19.В моём варианте  расцепление тендера и паровоза не предусматривается,  и потому на  соединительном штифте  тендера перед установкой  дополнительно к имеющейся,   нарезается резьба М2 и с другого конца; 

20.НЕМ-шахта  тендера применена  из набора «Brawa», для фиксации  при сборке применена  часть коробки от  комплекта сцепок «Kadee».  Первоначально  НЕМ-шахта была закреплена на  предусмотренном для сцепки  месте, но так как при этом  хвостовик выступал за  срез буферного бруса, то в дальнейшем  она была перенесена в глубь тендера (фото 14,15);



21.В комплекте модели есть варианты  деталей для сборки    паровоза с нефтяным и угольным отоплением.   В данном случае   используем   детали для сборки угольного  варианта (фото 16,17) ;




 

22.Наибольшее количество облоя и непроливов  было на  деталях котла и  блоках цилиндров, потому их подготовкой занимаемся особенно тщательно. Облой удаляем,  непроливы заделываем шпаклёвкой ( для небольших изьянов можно использовать моментальный клей), а потом тщательно выравниваем  все проблемные места наждачной бумагой (фото18);

23.В блоке цилиндров рассверливаем до нужного диаметра  и глубины отверстия под штоки и делаем отверстия под крепление параллелей и другую навеску.  Устанавливаем  блок цилиндров  на раме и закрепляем с помощью двух винтов. Особо усердствовать при  завинчивании винтов не стоит, так как резьба в белом металле  слабая и можно её сорвать;

24.Собираем парораспределительный механизм (ПРМ). Сборку  механизма  проводим последовательно  для   каждой  из сторон, при этом  после   установки  и закрепления очередного элемента  проверяем лёгкость  вращения  колёсных пар, чтобы  сразу же по месту, регулировать элементы ПРМ (фото 19). 







  Хотелось бы отметить, что  длинные  болты из комплекта   для  сборки ПРМ имели некачественную резьбу и потому,  применить их  при сборке не удалось;   

25. Сгибаем  будку и  закрепляем края    с помощью пайки;

26.Соединяем будку и котёл  с помощью  эпоксидного клея.  Корпус  песочниц,  дымовую трубу  и литую крышу  будки  закрепляем также с помощью эпоксидного клея (фото 20).


  В будке  тем же способом закрепляем  имитацию  органов управления.

 

27.Устанавливаем переднюю площадку, которую закрепляем с помощью  винтов крепления  блока цилиндров;

28.Производим пробную  установку  корпуса паровоза  на  раму (фото 21).


   При этом проверяем отсутствие  касания  нижней части топки  и четвёртой ведущей колёсной пары (фото 22);

29.Навесные элементы  на корпусе  паровоза,  выполняются  из  латунного прутка   различного диаметра.   Из прутка  диаметром 0.4мм  на котле выгибаем  поручни, которые вставляются в  точёные крепления и устанавливаются на котёл (фото 23);

30.Для удобства обслуживания модели  крышку дымовой камеры выполняем съёмной. Для этого  на внутреннюю сторону крышки  с помощью эпоксидного клея  закрепляем  две  круглые детали,  вырезанные  из пластика  толщиной 2мм (фото 24);







 

31.Площадки возле котла  собираются из двух деталей каждая, которые соединяются  на эпоксидном клее и устанавливаются  крепёжными лепестками в заранее подготовленные   отверстия на котле  (фото 25);




32.С помощью эпоксидного клея закрепляем на котле части  паровых трубопроводов;

33.Трубопроводы (фото 26) выгибаем  из прутка диаметром  0.7мм  по форме  и закрепляем  на литых концевых кранах, для чего  в литых  деталях выполняем продольные отверстия диаметром 0.7мм.  Литые детали  закрепляем на  трубопроводах с помощью эпоксидного клея,  а  сами  трубопроводы закрепляем на корпусе котла  с помощью хомутов из комплекта;

34.Пескопроводы выполняются из прутка диаметром 0.4мм и  вставляются в предварительно подготовленные отверстия;

35.Передняя  НЕМ-шахту использована из  динамического механизма 2-осных  вагонов  П.Кондратьева  и  закреплена на   поворотной тележке с помощью  эпоксидного клея и самореза.  Для размещения НЕМ-шахты в  корпусе тележки делается вырез по форме шахты.   Тележка закрепляется на раме ходовой части с помощью винта с фигурной шайбой и  регулируется таким образом, чтобы  при установке паровоза на рельсы  был обеспечен  свободный ход корпуса тележки в вертикальной плоскости (фото27-28);



36.Высоту дымовой  трубы увеличиваем с помощью  пластиковой втулки, закреплённой с помощью  эпоксидного клея;

37.Вместо  предусмотренных набором литых  буферов,  устанавливаем  рабочие буфера   «Liliput»;

38.Закрепляем на корпусе остальные навесные элементы (фото 29);




 

39.После завершения  предварительной сборки  паровоз разбирается на части  и все навесные элементы  с котла снимаются.    Такой вариант  является не  самым оптимальным с точки зрения  скорости сборки модели, но зато окраска  отдельных деталей модели позволит   осуществить    окраску более качественно (фото 30);

40.Предварительно все металлические  детали  покрываются тонким слоем грунта «Body 960» (фото 31);

41.После окраски  детали  хорошо просушиваются (фото 32);

42.Производим сборку окрашенной ходовой части (фото 33-35)  Имитацию торцов  осей  колёсных пар  окрашиваем  отдельно в белый цвет.  Для удобства  окраски  этих мелких деталей их можно разместить  на кусочке двухстороннего скотча.  На своих местах  эти детали  фиксируем моментальным клеем.  После завершения  сборки  смазываем силиконовой смазкой все подвижные соединения  ходовой части и проверяем её в действии;




 

43.При   окончательной  сборке   корпуса паровоза  предохранительные клапана котла,  турбогенератор  и прожектор  устанавливаем  отечественного образца и  к закрепляем эти детали на корпусе с помощью моментального клея (фото 36-37).  Хотелось бы отметить, что  в комплекте  кита было  две турбины американского образца, вместо одной  и ни одного паровоздушного насоса;



44.Наносим декали и обводки  на борта будки и заднюю стенку тендера.  После этого,  модель покрывается тонким слоем матового лака;  (фото 38-39)



45.Остекление будки  выполнено из  упаковочного пластика и закреплено с внутренней стороны будки   с помощью   жидкости «ClearFix»;

46.Освещение в буферных фонарях  и прожекторе  выполнено на  смд-светодиодах – в прожекторе  тепло-белого цвета, а в буферных фонарях – жёлтого. От штатного прожектора использована опорная площадка, а сам прожектор выточен из латуни, буферные фонари изготовлены с применением корпусов  из набора беларусского производителя «Elf» (фото 40-43);







47.Электропроводка  выполнена тонким многожильным проводом.  В передней части  рамы  паровоза в месте крепления  контакта токосъёма  дополнительно  установлена контактная площадка,  к которой припаиваются провода от передних  буферных фонарей и прожектора.   На одной  из осей редуктора  установлен прижимной хомут,  которым закрепляются  все провода, чтобы  не допустить  их попадание на  элементы редуктора.  Тендер и паровоз электрически  соединяются  с помощью 5-ти проводов (питание двигателя,  освещения и провод  левого токосъёма).  Для пропуска электропроводки в днище  тендера  по передним углам  сделаны дополнительные отверстия (фото 44);  
 

 

48.Установлен  декодер  формата DCC  -  ESU Lokpilot v.1.0.  Применены следующие настройки декодера:  CV1 -  03,  CV2-   05,   CV5-  21,   CV54- 05;

49.В последнюю очередь устанавливаем  крышку тендера, закрепляем  её с помощью самореза и  устанавливаем  ближние к будке поручни на  тендере. Для доступа к  декодеру,  разборку  производим в обратной последовательности (фото 45-48);







       Сборка модели   заняла  более 200 часов, но зато   в результате получена  добротная металлическая  модель отечественного паровоза (фото 49-51), к тому модель получилась в некоторой степени юбилейная – это 100-я модель подвижного состава, вышедшая  из «конюшни» вашего покорного слуги  под маркой «M.S.G. modelle». 





 Проведенные испытания подтвердили  хорошие ходовые качества, а кроме того модель  хорошо вписалась в антураж макета отечественной железной дороги 50-х годов прошлого века (фото 52-58).













Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация