Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Учим ездить "егоровцев"
           В мае 2013 года  в продаже появились наборы  моделей 4-осных пассажирских вагонов, выпущенные  петербургским моделистом Вячеславом Нетужиловым.  Характерной особенностью всех изделий этого автора является то, что в качестве материала для его моделей используется   пластик, а не  полиуретановая композиция, что более характерно для мелкосерийного производства.  Ещё одной приятной  неожиданностью явилось то, что в данном случае, производитель не ограничился  только  изменением  номеров вагонов, включённых в состав  набора, как  часто бывает в  модельной практике,  а   укомплектовал его   четырьмя  разными вагонами   -  жёстким  купейным  на 8 купе, жёстким  на 48 мест (аналог современного плацкартного), вагоном-рестораном и багажным.    Хотелось бы отметить, что несколько лет назад   Вячеславом была выпущена   небольшая серия  вагонов такого же типа, но  в пригородном исполнении,  потому в ходе дальнейшего повествования  некоторые особенности   вагонов из нового набора будут сравниваться с ранее выпущенными пригородными.     Не секрет,  что очень часто в повседневном общении,  все вагоны такого типа   называют «егоровцами», что  с точки зрения исторической достоверности  является не совсем верным, потому  для начала немного информации из истории данных вагонов.

        В СССР производство вагонов такого типа   стартовало   в 1928 году. Длина кузова была принята 20,2м, ширина  снаружи – 3,14м, высота 2,9м. Рама вагона предусматривала установку автосцепки. Вагон обогревался водяным отоплением и имел служебное отделение. Освещение осуществлялось электрическими потолочными лампами, подвешенными между сидениями и в проходах. Под вагон подкатывались тележки тройного подвешивания или безбалансирные.

Вагоны данного типа строились в следующих вариантах:

1)жёсткий вагон дальнего следования с числом мест 46-48, дневных - 61 и с тарой 42-44 тонны.

2)жёсткий курортный вагон с всемью купе на 32 спальных места, тара аналогична предыдущему варианту;

3)мягкий вагон для дальнего сообщения с 7 купе на 28 спальных мест, тара  вагона – 46,5т;

4)вагон ресторан с кухней, тара – 46т

5)почтовый вагон на тележках  Фетте  грузоподъёмностью 12,5т, при этом тара вагона составляла 41,6т;

6)багажный вагон на тележках Фетте грузоподъёмностью 16,5т и тарой 36,5т;

        Пассажирские вагоны данной конструкции  массово строились Ленинградским  заводом имени Егорова (именно потому и называют - «егоровцы») и  Калининским вагоностроительным заводом.  Багажные вагоны выпускались  заводом     "Красный Профинтерн" в Брянске,  Гомельским заводом и другими предприятиями.     Поэтому учитывая, что   прототипы  этих моделей   выпускались  разными предприятиями, то   исторически более  верно называть рассматриваемый подвижной  состав, как  вагоны  с длиной кузова 20,2м для пассажирского сообщения.   Следует отметить, что  вагоны такого типа в течении 30-60 годов прошлого века    были основным подвижным составом в пассажирском сообщении  на железных дорогах  бывшего СССР.   Потому выпуск этого набора, на мой взгляд,  событие довольно значимое.   Наконец-то удастся сформировать типичный  для  второй и третьей модельной эпохи  отечественный пассажирский состав поезда дальнего следования в масштабе НО. Фото   моделей этих вагонов можно  посмотреть  в разделе "Вагоны НО" нашего Музея.

         Остановимся  более подробно на самих моделях, входящих в набор.   Как уже было отмечено выше,  вагоны полностью  выполнены  из пластика и не содержат  смоляных и металлических деталей.   К сожалению, из пластика выполнены также и колёсные пары, что не самым лучшим образом отразилось на ходовых качествах.  На мой взгляд, это шаг назад, по сравнению с ранее выпущенным  пригородным вагоном,  который с самого начала комплектовался качественными фирменными колёсными парами.  Потому, если планируется использовать данные вагоны на макете, то колёсные пары однозначно  нужно менять.   Для замены подойдут  колёсные пары с длиной оси  24,6мм и диаметром  10,8мм. Колёсные пары с такими характеристиками  в качестве запасных частей доступны от «Liliput» и «Roco».  Следует отметить, что колпары такого типоразмера под торговой маркой «Liliput» выпускаются  с обычной  по NEM311 и уменьшенной высотой реборды колеса по NEM311.1.   На жёстком купейном вагоне  мною были установлены спицованные  колёсные пары арт.40188 от «Roco», на багажном  - цельнокатанные  арт.520002 от «Liliput».   При выборе колёсных пар для  замены   следует также учитывать ещё один   момент -  если в дальнейшем  в вагоне  предполагается устанавливать освещение, то с целью обеспечения возможности токосъёма с оси вагона,  необходимо  выбирать колёсные пары с одним электрически изолированным колесом.  Колёсные пары, выпускаемые под торговой маркой «Liliput»,  имеют  оба изолированных от оси  колеса,  потому  на багажный вагон, где не планировалось устанавливать  освещение,  такие  колёсные пары  оказались в самый раз.  Для пассажирских вагонов с освещением  можно использовать  выпускаемые  этим же концерном  - «Kader Group», но под другой   торговой маркой «Bachmann»  колёсные пары арт.42903.  По форме  колёса  они аналогичны  лилипутовским, но имеют  только одно изолированное колесо в паре и потому больше подходят для вагонов с освещением.

            К сожалению, колёсные пары не самая большая проблема в  этих моделях.  Первый же тестовый круг  вагон  из набора не выдержал – перевернулся.   Произошло это по причине малого веса вагонов и потому они  требуют обязательной балластировки.   А ведь в пригородных вагонах   уже  была штатная пластина- утяжелитель. В нашем случае   добавить балласт не так просто, так как вагоны склеены наглухо.  Потому  для дальнейшей модернизации нужно только ломать (!!!!), или,  если точнее сказать  - аккуратно разбирать. Рама к корпусу вагона приклеена по углам и в средней части – отделяется без особых проблем. Ввиду того, что рама  у  вагона  довольно хлипкая, то  она  была дополнительно усилена  металлической пластиной толщиной 1мм и размером   145х30мм, закреплённой с помощью клея  «Момент».  В данном случае, кроме усилительных функций,  пластина служит и балластом  для лёгкого пластикового вагона.  Конструкция интерьера  также отличается от  внутренностей  пригородного.    В новых вагонах  интерьер довольно плотно "посажен" в корпус и при этом не имеет никаких элементов для его изъятия, что неудивительно для модели без возможности доступа внутрь, но совершенно не приемлимо в нашем случае.  Для  облегчения   выполнения этой операции в дальнейшем,    к  вертикальным пластинам детали интерьера   клеем для пластика были закреплены  2 уголка,  одна из полок которых,  служит  при необходимости удобными   ручками для отделения интерьера от корпуса (фото 1).

 После этого  интерьер был соединён с рамой с помощью миниатюрных  саморезов, расположенных по углам рамы (фото 2).

Саморезы  проходят через отверстия в раме  и фиксируются   в ранее добавленных уголках,  а так как интерьер входит в корпус довольно туго,  то  дополнительной фиксации  рамы и самого корпуса не понадобилось.  Дополнительная проставка  между рамой и интерьером  в центральной  части вагона, позволила окончательно избавиться от  излишней хлипкости рамы.   Таким образом, один вагон из набора приобрёл возможность  разборки/сборки и доступа внутрь вагона.  Аналогичным  образом были переделаны и остальные вагоны.  Некоторые особенности были только в багажном вагоне. Так как вагон не имеет элементов  внутреннего интерьера, то в исходном варианте рама была приклеена к  двух  пластиковым перемычкам, вклеенным внутрь корпуса.  В нашем случае  после разборки вагона  пластина-утяжелитель была приклеена  клеем «Момент» к этим перемычкам, но с внутренней стороны. По углам пластины соосно с рамой сделаны 4 отверстия диаметром 1,2мм и   далее рама была  зафиксирована   на  корпусе вагона с помощью  саморезов (фото 3). 

Кстати, вместо саморезов  с таким же успехом можно использовать винты  М1,5-2, просто в данном случае  были в наличии мелкие саморезы.     Конечно учитывая  ценовую категорию  этого набора,  возможность разборки вагона это далеко не  роскошь, а всего лишь современный уровень исполнения, а очень часто и  жизненная необходимость, в том числе  -   для комплектации  вагона  пассажирами,  установки и  дальнейшего  обслуживания  элементов освещения.

         Все вагоны из набора  оборудованы НЕМ-шахтами, закреплёнными на тележках, что позволяет установить сцепки, какие душа пожелает.   «Душа пожелала»  применить уже  ставшие классическими для  моделей отечественного подвижного состава  кулачковые  «Kadee».  Эксперименты с прохождением радиусов  показали, что для уверенного прохождения модельного радиуса R3 для этих вагонов,   рекомендуется  применять  сцепки №19.

        В итоге все  вагоны из набора приобрели нормальные ходовые качества и стали пригодны для эксплуатации на макете.   В дальнейшем  в вагоны были добавлены фигурки пассажиров, во всех вагонах, кроме багажного    установлено освещение (фото 4).

 
В качестве  источников света применены  СМД-светодиоды. Миниатюрный, но довольно мощный  диодный мост  - 1А х 1000В  вместе с конденсатором на 470 мкФ х25В  успешно разместились в  помещении санузла, окна которого в исходном варианте  непрозрачные.   В качестве элементов токосъёма были использованы  как фирменные пластины от «
Roco» (фото 5),

так и самодельные пластины(фото 6).


Опытная эксплуатация показала,  что при применении  светодиодов в качестве источников  света,  уже нет смысла применять  такие толстые пластины, какие предлагает немецкий производитель и которые предназначены при использовании для освещения  вагонов ламп накаливания.  Токосъёмных пластин из латуни толщиной О,1мм  достаточно для надёжного токосъёма и бесперебойной работы освещения (фото 7). 

Хотелось бы отметить, что при этом вагоны   имеют гораздо больший  накат.     После завершения  вышеописанных усовершенствований   наш состав  приобрёл   завершённый  вид.

        Жаль, конечно, что  свежевыпущенные модели отечественных вагонов приходится   дорабатывать, но как говорится,  самое главное  - результат,   а  он  в данном случае   положительный.  И это главное!

 

Литература:

1.     Е.И. Мокршицкий Е.И.  История вагонного парка железных дорог СССР,  Москва, Трансжелдориздат, 1946.








Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация