Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Что такое масштаб?
Какие бывают масштабы в железнодорожном моделизме?
Какой масштаб выбрать для своего хобби?
Что такое модельная эпоха и для чего это нужно?
В чём отличие между современными моделями и моделями выпущенными 20-30 лет назад?
Всё о сцепках "Kadee"
Видеоинструкция для цифрового крана 46800 Roco
Обзор моделей паровозов 52-й серии
Паровоз ТЭ-7509 с звуковым декодером (ролик 1)
Работа расцепителя со сцепками Kadee (ролик 1)
Электропоезд Ср3 моторный вариант цифровой DCC
Тепловоз ЧМЭ3-4329 Piko звуковой (ролик 1)
Паровоз ТЭ 3458 цифровой звуковой MSG modelle (ролик 1)
Паровоз Ов5804 (Овечка) звуковой (ролик1). MSG. Масштаб НО
Первый восстановительный поезд (ВП) от MSG modelle. Масштаб НО
Паровоз Ша45 Окт жд. MSG. Масштаб НО. Ролик 1
Тепловоз ЧМЭ3-485 цифровой звуковой Eurotrain часть 1
Паровоз 86-439 на поворотном кругу, СЖД
Тепловоз ЧМЭ2-212 звук цифра MTB часть 1
Тепловоз ЧМЭ5-0001 digital sound СЖД MSG modelle часть 1
Тепловоз М62-1661 Fleischmann со звуком Diesel Loco with Sound
Паровоз Ов5804 звуковой с составом. Steam Loco with Sound MSG
Электровоз ЧС4-160 со звуком. Масштаб НО
Паровоз Пт31-10 звуковой часть 1. Масштаб НО
Паровоз ТЭ-7509 c пассажирским поездом MSG modelle
Паровоз ЛВ-0283 ролик 1 Steam Loco LV-0283 Sound DCC HO
Снегоочиститель роторный типа Лесли СЖД DCC
Паровоз Хм5809 Мур жд СЖД цифровой MSG modelle Steam Loco Xm Digital DCC
Модель крана ЕДК 25 СЖД с цифровым управлением Digital kran EDK-25 DCC
Паровоз ТЭ-3842 цифровой звуковой СЖД MSG digital sound loco ролик 1
Тепловоз ТЭ109 цифровой звуковой TE109 digital sound BRAWA
Обзор моделей паровозов 52-й серии
                                     
                                                              «Фрау» в   масштабе НО

         Модели паровозов  52-ой серии (прототипы которых  в нашей стране имели прозвище  «Фрау»)  являются   довольно популярными, как среди производителей моделей, так и среди  коллекционеров.   Связано это в первую очень с популярностью самого прототипа,   который был выпущен тиражом более 6000 единиц и после окончания Второй мировой войны  эксплуатировался в 14 странах  Европы, в том числе и в СССР.

          В масштабе НО  модель паровоза этой серии  выпускалась практически всеми ведущими  европейскими производителями. 

 

          Самая первая, из доступным на наших просторах,  модель   паровоза  BR52  с номером  2006  и  4-осным тендер-конденсатором,  была разработана  Бернардом Гутзольдом  ещё в далёком 1969 году.   В   дальнейшем, после национализации его предприятия,  эта модель выпускалась  под маркой  «Piko»   и именно под этой торговой маркой  хорошо  знакома многим  коллекционерам    на  территории бывшего СССР, потому   останавливаться на ней  не будем,  а  более подробно  познакомимся с  моделями других  производителей. 

           Будучи снова в свободном плавании, фирма  «Guetzold»   выпустила новый вариант  модели  паровоза BR52   в  1991 году.    Для своего времени эта разработка имела  довольно  прогрессивную  конструкцию.  Паровоз  был оборудован НЕМ-шахтами, причём, как на  переднем,  так и на заднем буферном брусе, а также, что интересно,  имел светодиодное освещение в буферных фонарях (Фото 1)
При этом впереди светодиоды были размещены непосредственно в корпусе  буферного фонаря, то есть  без всяких  дополнительных световодов.   Старина  Бернард   умел  найти правильную нишу   на   переполненном модельном рынке и  «
Guetzold» первым  из серийных производителей  выпустил  модель паровоза 52-й серии  с тендером жёсткого рамного типа (так называемый  - венский тендер).    Более того, даже спустя  20 лет,  никто из  производителей   моделей паровозов BR52  с таким типом тендера серийно не выпускает (фото 2).

     У модели от «Guetzold»  привод расположен в корпусе тендера (фото 3).

  Усилие от двигателя «Buhler» с маховиком  через червячную и цилиндрическую передачу передаётся  на все 4 колёсные пары тендера, две из которых имеют резиновые бандажи.  Токосъём осуществляется  с четырех ведущих осей паровоза, а также со второй и третьей оси тендера.  Парораспределительный механизм  и рама у моделей из пластика.    В 1996 году в производство была запущена   модель паровоза  с ванным тендером.     Корпус   тендера  у моделей с ванным тендером металлический, у  рамных тендеров – пластиковый – с  массивным грузом, совмещённым с рамой  модели и корпусом  редуктора.    Будка и   котёл у всех моделей из пластика с массивным грузом внутри.  Крупные трубопроводы на котле, в том числе и пескопроводы,  выполнены отдельными накладными деталями.  Хотелось бы еще отметить, что даже приводы предохранительных клапанов котла  выполнены в виде  отдельных накладных деталей (фото 4).


           В начале 90-х годов прошлого века  на базе новой модели, была выпущена  также ограниченная серия   паровозов с тендер-конденсатором (арт.23500).   Выпущенные модели имеют как чёрную, так и характерную для второй модельной эпохи серую окраску – вариант с тендером венского типа -арт.32400 (фото 5)

и с ванным тендером - арт.45200 (фото 6).

   На рубеже тысячелетий  модель была модернизирована -  появился  разъём под декодер, который разместили в будке паровоза и  динамический механизм близкого сцепления между  тендером и паровозом (фото 7).

  Выпускается также  паровоз  в варианте  52.80 Reko – с новым реконструированным   котлом типа 50Е (арт.49400, со звуком  арт.49450).      В конце прошлого века  фирмой  «Guetzold» ограниченной серией  была  выпущена  модель паровоза   чешской  серии 555-0301 (арт.54201).  И хоть на этикетке упаковки  указана  приписка - CSD,  но  в действительности   это   модель  одного   из паровозов  отечественной  серии ТЭ с номером 3644.   Реальный паровоз с таким номером  в послевоенные годы  успешно эксплуатировался  в СССР на Прибалтийской железной дороге, а   в 60-е  годы был передан  одной из дружественных стран - членов  СЭВ и в  настоящее время является экспонатом музея  в чешском городе Лужна (фото 8).

При этом хотелось бы отметить,  что  во время эксплуатации   в  тогдашней Чехословакии   советские надписи на  будке  не удалялись, а были добавлены лишь некоторые чешские. На самой же модели принадлежность к  железным дорогам Чехословакии можно определить только по небольшой табличке с наименованием «555-0301» на крышке дымовой камеры (фото 9),

которую при необходимости  можно легко  удалить.  В ходе подготовки  к  выпуску этого варианта были  выполнены   следующие изменения  –  установлена крышка дымовой камеры  с маленькой дверцей,  удалены дымоотбойники, изменена  схема окраски и выполнены новые  надписи на  стенках будки и задней стенке тендера (фото 10). 

   Вот    таким неожиданным образом,   пытаясь  «помочь»  чешским моделистам, «Guetzold» выпустил модель  паровоза  в варианте СЖД (фото 11). 

Насколько я понимаю,   выпуск   этой ограниченной серии  - малоизвестный факт, так как   даже  в   третьем  томе, выпущенной в 2012году  книги  «Искусство железнодорожного моделизма»,  данная модель,  которая  изображенная  на стр.50, указана, как конверсия  одной из  отечественных  модельных фирм.     Все  модели  от «
Gutzold» упаковываются  в картонную коробку с фигурным окном и пенопластовым ложементом.   Оформление и конструкция упаковки остаются неизменными уже  больше 20 лет.

            Модели паровозов BR52  от  австрийского производителя «Kleinbahn», хоть и были выпущены в 70-80 годах прошлого века, но все  ещё   встречаются  на модельном рынке.     Привод у этой модели расположен в  паровозе.  Массивный двигатель занимает почти всю будку. Привод через червячную и цилиндрическую передачу осуществляется на третью  ведущую колёсную пару  и далее, с помощью сцепных дышел -   на остальные колёсные пары.  Ведущие колёсные пары паровоза не имеют просветов между спицами.   Как и у многих других   моделей этого производителя,  червяк представляет собой отрезок стальной проволоки, навитый на вал электродвигателя.   Несмотря на такую  простоту конструкции, модель имеет  довольно тихий и плавный ход.    Тендер и паровоз соединены  между  собой с  помощью скобы.   Корпус  котла  изготовлен  из пластика с  грузом внутри,  большая часть  деталировки отлита  одной деталью с котлом.  Корпус тендера выполнен также  из пластика, без возможности доступа внутрь. Освещение, выполненное  с помощью лампы накаливания, имеется  только в передних буферных фонарях и  в прожекторе.  Колёсные пары  тендера  пластиковые.  Модели имеют приписку  австрийских железных дорог (фото 12).

 Тендер  и паровоз упакованы в отдельные ярко-красные коробочки, без внутренних ложементов.

           Модель  паровоза 52-й серии  от «Liliput»,  после покупки в 1992 году этой австрийской фирмы   гонконгским производителем игрушек  «Kader Group»,  претерпела  ряд изменений.    Паровоз был  оснащен  колёсными парами с затемнённым покрытием, динамическим механизмом  в соединении тендера и паровоза,  появилась  НЕМ-шахта на буферном брусе тендера, 8–ми  пиновый  разъём под декодер, а также  существенно  изменились   внешний вид и цветовое решение упаковки.   Схема привода осталась прежней – 5-ти полюсный электродвигатель с маховиком  расположен в тендере и приводит в движение первую и четвёртую колёсные пары  тендера (фото 13).

   Токосъём осуществляется    с  четырех  осей паровоза и двух осей тендера.    Парораспределительный механизм выполнен из металла, рама также металлическая. Модель имеет рабочие  подпружиненные буфера,  при этом буферные тарелки изготовлены  из металлического сплава.   Котёл паровоза  из пластика  с массивным грузом внутри,  верхняя и нижняя части  корпуса   тендера   из металлического сплава.    Все модели выпускаются   только в варианте «с защитой от стужи», при  котором  трубопроводы с левой стороны  котла закрыты защитным кожухом.  Освещение выполнено на лампах накаливания.   Есть возможность установки дымогенератора.  Паровоз и тендер соединяются  жгутом из 5-ти проводов с разъёмом на  раме паровоза.  Из интересных особенностей хотелось бы отметить   подсветку    топки  с помощью отдельной лампы накаливания и  освещение будки.      Модель    выпускается только в варианте с ванным тендером  
BR52-1809 - арт105201(фото 14),

 кроме того выпускаются модели  без   дымоотбойников 52-2523 (арт. 105202).  Недавно  появился  вариант  паровоза  второй  модельной  эпохи – в   серой окраске с номером 52-7535 (арт.105203).     «
Liliput»   выпускает также  паровозы  52-ой серии  в варианте   модернизированных после Второй мировой войны -  52.80  Reko(арт.105222, 105232).  Модели  этого производителя упакованы  в объёмную картонную коробку со сдвижной крышкой и  отформованным  из пластика  ложементом, который надёжно фиксирует модель в коробке, сводя к минимуму  вероятность повреждений при транспортировке.

            Немецкая фирма  «Marklin» уже более 100 лет  известна  своими  моделями  для трёхрельсовых систем  переменного тока.  При этом  допускаю, что не всем известно, что   в 80-90 годы  прошлого века этот производитель имел  отдельную программу по  выпуску моделей,   для  ставшего  уже  классическим на просторах бывшего СССР,  варианта двухрельсовых систем.  Модели, предназначенные  для питания  постоянным током,  выпускались  под маркой  «Marklin-Hamo».   В дальнейшем, после объединения фирм  «Marklin»  и «Trix»,  многие     модели постоянного тока  из этой программы стали  выпускаться под маркой  «Trix».     Модели паровоза 52-й серии выпускались  «Marklin»,  в вариантах, как для постоянного, так и для переменного тока.  Разумеется, модели для разных систем тока имели некоторые специфические отличия, но основа конструкции  была одинаковой, в том числе и паровозов  рассматриваемой серии.   «Marklin»  в своей модели применил несколько интересных решений, на  которые стоит обратить внимание.  Как правило,  для лучшего  вписывания многоосных паровозов в кривые малого радиуса, производители моделей  делают раму такого паровоза несколько зауженной, что позволяет  увеличить поперечный разбег у  колёсных пар.    Инженеры  «Marklin»  в этом случае пошли другим путём  – ширина рамы выполнена масштабной,  а сама  рама была сделана составной  - из двух частей, соединённых  с помощью   шкворня, что позволяет  моделям  вписываться  в  кривые  малого радиуса (фото 15). 

    Привод  располагается  в   паровозе.  Электродвигатель   через   систему  цилиндрических  шестерен передаёт усилие на все ведущие колёсные пары паровоза (фото 16). 

Из десяти ведущих  колёс – пять  имеют резиновые бандажи.   Отлитый из металлического сплава котёл паровоза,   позволил размещать дымогенератор  непосредственно  на дымовой трубе, без всяких дополнительных   кронштейнов и без   опасности повреждения   котла из-за нагрева.     Колёсные пары, парораспределительный механизм и все элементы трансмиссии,  у этой  модели – металлические, что с одной стороны  увеличивает  ресурс   привода, но с другой стороны -  возрастает  и  уровень шума при движении.      Будка и корпус тендера выполнены из пластика.   Модель оборудована  НЕМ-шахтами.  Освещение в буферных фонарях выполнено на лампах накаливания.   Несмотря на то, что  весь привод располагается в паровозе, тендер имеет съёмную  крышку, крепление которой,  выполнено довольно интересно.   Саморезы,  соединяющие крышку тендера с его  основанием,  одновременно  фиксируют и тележки  тендера  на  корпусе.   В тендере  паровозов для систем  переменного тока располагается цифровой декодер   «
Marklin Delta».   У моделей предназначенных  для питания  постоянным током,  в тендере - небольшая плата коммутации  и лампа освещения задних буферных фонарей.  Кроме того,   модели  для переменного тока  отличаются конструкцией электродвигателя, имеющего   электромагнит статора (вместо постоянного магнита),   лыжу для токосъёма и короткозамкнутые колёсные пары  паровоза и тендера.    Модели для переменного тока выпускаются также в варианте с тендер-конденсатором (арт.37171).   «Marklin» один из немногих, кто выпустил  модель  паровоза 52-ой серии  в варианте   паровоза ТЭ отечественных железных дорог.    В отличии от базового варианта, на модели приписки СЖД,  были удалены    дымоотбойники,  установлена новая  крышка  дымовой камеры  с малой дверцей и прожектором головного света отечественного образца,  добавлен  ящик для пожарного рукава и вентиль отбора пара на котле, выполнена   окраска, свойственная отечественным паровозам (фото 17).

Модель выпускалась с   двумя  вариантами надписей на будке - «ТЭ-5293» -арт.34159(фото 18)

 и  более поздним 8-ми значным номером  паровоза с базы запаса – «10422830»(арт.37159).     В дальнейшем   паровоз  с номером ТЭ-5293  выпускался без изменений под маркой  «
Trix»(арт.34159).   Под этой  же маркой  был продолжен выпуск   моделей паровозов приписки QBB (арт.22595).   Модели от «Marklin\Trix»  имеют надёжную  упаковку,  аналогичную по конструкции  упаковке от  «Liliput».    Кстати в продолжении  темы о поглощении одних производителей другими.   В начале этого года   компания «Marklin/Trix/LGB»  была приобретена  известным производителем игрушек  «SIMBA DICKIE GROUP» - этому концерну принадлежат такие бренды, как  - «Simba», «Dickie», «BIG»,  «Noris», «Tamiya», «Carson»,  «Schuco»,  «Zoch» и другие.  Остаётся только  надеяться, что такие  операции  приведут только  к положительным результатам в первую очередь для  потребителей моделей.

             А вот другой    крупный  европейский   производитель  моделей железных дорог  из Австрии -  «Roco»,  включился  в борьбу за рынок  моделей   паровозов 52-й серии позже всех  вышеперечисленных (если не брать во внимание ограниченные серии  моделей на базе  паровозов 50-й серии).  Новая модель появилась в каталогах  в 2008 году, то есть фактически является самой современной из вышеупомянутых (фото 19). 

    Привод модели выполнен по схеме, ставшей уже традиционной, для последних моделей паровозов  «
Roco», электродвигатель, расположен в тендере  и приводит в движение    третью и четвёртую   обрезиненные  колёсные пары тендера (фото 20).

  Кроме того,  через карданный вал, проходящий из  тендера  через будку,  приводится в движение    четвёртая   ведущая колёсная пара паровоза.     Токосъём осуществляется   с  первой и второй  оси тендера  и  четырёх  ведущих осей паровоза.  Нижняя часть тендера отлита из  металлического сплава.   Котёл, будка и верхняя часть тендера из пластика.    Крупные трубопроводы на котле, в том числе и пескопроводы, выполнены в виде отдельных  накладных деталей (фото 21),

а вот приводы  предохранительных клапанов у этой модели отлиты заодно  с котлом.  Следует отметить, что достоинством моделей  от «
Roco»  является то, что все накладные детали закреплены  на модели с помощью штифтов, что очень удобно при  необходимости  разборки или замены отдельных элементов.   Кроме того, только у этой модели  имитация защитных кожухов с левой стороны котла выполнена  отдельной деталью, что позволяет  разнообразить  варианты выпускаемых моделей  и при необходимости дополнить модель защитным кожухом самостоятельно.   Соединение тендера и паровоза имеет динамический механизм  близкого  сцепления (фото 22).

   Освещение в буферных фонарях выполнено на светодиодах.  Модель имеет  НЕМ-шахту на тендере и 8-ми пиновый разъём под декодер.  «
Roco» радует разнообразием предлагаемых вариантов, так  на данный момент, доступно более 20-ти различных артикулов  рассматриваемой   модели (включая звуковые версии).  К сожалению,   но все предлагаемые  разновидности -   исключительно  с  тендером ванного типа, но с разными вариантами приписки  - периода  DR (арт.62276, со звуком арт.62277),  DB без дымоотбойников (арт.62282), CSD с дымоотбойниками (арт.62273) и без них (арт.62288).  Из разновидностей можно отметить модель  с  будкой кондуктора на тендере и припиской австрийских железных дорог - QBB с дымоотбойниками (арт.62284) и без них (арт.62280).      Модель выпускается также в серой  окраске  периода DRG (арт.62278, со звуком арт.62279).    К сожалению, после изучения конструкции модели стало понятно, что  перспективы  появления в ближайшем будущем полноценной  модели  паровоза  отечественной  серии  ТЭ  в варианте  от «Roco» довольно туманны. Дело в том, что   крышка   дымовой камеры у модели, отлита  в виде  одной детали с котлом,  то есть  для  изготовления правдоподобной модели отечественного паровоза, производителю   потребуется  изготовление нового котла.    Все модели упакованы в картонную коробку с поролоновым ложементом. По многолетнему опыту использования и хранения моделей, этот вариант тары шаг назад, по сравнению с  ранее выпускавшейся упаковкой из более плотного картона с  пенопластовым ложементом – более надёжной и долговечной. Дело в том, что поролон имеет свойство с течением времени превращаться в труху, что
увы, не пойдёт на пользу  сохранности модели.  Скорее всего,    внедрение новой упаковки  продиктовано чисто экономическими  соображениями с целью  её удешевления, но никак не заботой о потребителе.

           В завершении, хотелось бы отметить, что хоть  модели  паровозов 52-й серии    выпускаются уже  несколько десятков лет, но всё же, до сих пор,  в  предлагаемом ассортименте   имеются пробелы.  Так до настоящего времени  серийно   не  выпущен вариант  с  прямоугольным тендером на тележках - типа К2’2’Т26 (тендер от паровоза 50-ой серии),  которыми комплектовались  первые прототипы паровозов этой серии.    Хотя ради справедливости  стоит  всё же  отметить, что   по  разнообразию доступных  на рынке моделей,   паровозы BR52 оставляют далеко позади представителей  других немецких серий.    А учитывая, что все представленные  модели разных производителей  имеют  свои интересные особенности, то  очень    тяжело   выбрать среди них   «идеальную»  модель.  Надеюсь,   изложенная информация   позволит   всем, кто  интересуется   данной тематикой,    проанализировать  достоинства и недостатки   каждой из моделей и  выбрать  себе свою «фрау»  по душе!

С печатным вариантом этого материала можно ознакомиться в альманахе "Локотранс" №6\2013









Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация