Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10

           Модель  тепловоза   ТЭП10 в масштабе НО   в далёкие уже 90-е  годы  выпускалась  на курском ПО  «Счётмаш». Собственно то  полностью собранных моделей было изготовлено не много, а вот корпусов этой модели и  китов для сборки  разошлось немало  за прошедшие 20 годков.   Даже сейчас  наборы для сборки   доступны для приобретения.   И все эти годы  проблема выбора ходовой части  для этой модели была и остаётся довольно актуальной.   Всем известны   слабые ходовые качества этой модели и потому неоднократно предлагались различные  рецепты для их улучшения – от  тщательной,  регулировки ходовой части до замены  тележек  на подобные узлы  от моделей фирмы «Piko».  Но даже  такое, казалось бы  кардинальное   решение,  уже не соответствует  требованиям дня сегодняшнего  -   ходовые части «старопиковских» моделей уже давно не являются эталоном, как   по динамических показателям, так и  по  шумовых характеристикам.   А кроме того,  вопрос  с ходовкой для ТЭП10  это только маленькая часть  большой проблемы выбора  современной ходовой части  для самых  различных моделей отечественных  тепловозов  с базой тележек у прототипа 4200мм.    Правда   с появлением   нескольких вариантов   моделей  тепловозов М62   фирмы  «Roco»   этот вопрос   несколько потерял свою остроту,    но по разным причинам (например, не все готовы пустить на распил довольно дорогую модель)  поиск  оптимальных вариантов продолжается.   Варианты полностью самодельных ходовых частей с применением шестеренок от будильников и осей,  изготовленных из ушных палочек, в этой статье не рассматриваются.  Исходя  из  собственного опыта,  хотелось бы  более подробно остановиться на применении элементов ходовых частей  от серийно выпускаемых моделей.   Для правильного  выбора  конструкции ходовой части  для начала  рассмотрим  основные  современных тенденции и технические решения, которые  применяют ведущие мировые производители, и которые уже прошли проверку временем, в  том числе  и при реальной  эксплуатации  моделей  в самых различных условиях.

          Производители  серийных моделей используют  различные конструкции в своих моделях, но основные тенденции в мировой модельной индустрии на данный момент  таковы:

1)применение литой рамы  в виде  моноблока или  состоящей  из двух частей. Именно такая конструкция  рамы  позволяет получить большой вес модели без применения дополнительных грузов;

2)для лучшей развесовки , единственный электродвигатель располагают  в средней части  модели локомотива;

3)для лучшей плавности хода применяют  5 или 7 -полюсные электродвигатели;

4)с этой же целью желательно  наличие маховика на выходном конце вала электродвигателя (в идеале двух);

5)для  передачи крутящего момента от двигателя к тележкам  используется  карданная передача (от применения  гибких  и пружинных муфт отказались уже практически все серийные производители);

6)привод на максимально возможное  число  осей модели (в идеале на все);

7)токосъём с максимального количества колёс (в идеале со всех);

8)наличие на коммутационной плате модели  разъёма под декодер и места для размещения динамика звукового декодера;

      Среди доступных вариантов  можно использовать  элементы  ходовых частей тепловоза BR120 от австрийского  «Roco»,  немецкого «Guetzold», а также от  моделей  тепловозов  американских производителей. 

     Ходовая часть от тепловозов BR120/М62 фирмы «Roco»  -  практически идеальный вариант, но, к сожалению, также не без недостатков, а именно:

1)высокая цена (если использовать только ходовую часть);

2)периодически поступающие  жалобы на  плохой  токосъём. Что интересно, что  с этими же моделями более ранних годов выпуска, а именно  2005-2007гг, таких проблем не возникало;

3)общее снижение качества изготовления  моделей при переносе производства  из Германии в Китай и Словению.

        Модели от фирмы «Guetzold»  менее распространены, чем аналоги от «Roco», а учётом  поступившей информации о закрытии этой фирмы,  в дальнейшем  на модели этого производителя рассчитывать не приходится (к сожалению).

        Из вышеизложенного следует, что кроме технических аспектов,  при выборе донора для ходовой части немаловажное значение имеет  также  цена и доступность девайса,  потому  и разные экзотические  и мелкосерийные   варианты «забугорных» производителей, например применяемые в латунных моделях, рассматривать  не будем (хотя  они бывают довольно хороши).  И  в дальнейшем, по аналогии с ранее рассмотренной темой о подборе ходовых частей для моделей тепловозов типа ЧМЭ2 ,  обратим свой взор  на модели   от  «американских»  производителей. На этот раз это будут - «Bachmann» и «Kato».  Несмотря  на то, что  этих  производителей  принято  считать американскими, они уже давно  производят свои модели в Китайской Народной Республике. Это позволяет поддерживать  им  относительно бюджетную цену на модели, при довольно неплохом качестве.  Но в данном случае эти  производители причислены к «американским» скорее всего из-за ассортимента своей продукции, который в большей степени состоит из моделей американских прототипов.    Хотелось бы отметить, что я не являюсь  бескомпромиссным сторонником  китайско-американских моделей, и обращаюсь  к ним  потому, что  они имеют  более выгодное   соотношение   цены и качества и потому более предпочтительны для различных экспериментов, в том  числе и по подбору  оптимального варианта  ходовой  частей модели.

       Остановимся  более подробно на некоторых  наиболее ярких представителях. Под торговой маркой   «Bachmann» выпускается  2 варианта моделей   локомотивов с необходимой базой  тележек  - это модели тепловозов  SD40-2  и SD45.  Модель тепловоза SD40-2  по классификации производителя принадлежит к серии «Silver» и имеет артикулы 67001-67014.  Все модели отличаются между собой только различной окраской и принадлежностью к разным дорогам североамериканского континента.  Модель  имеет пятиполюсный электродвигатель, карданную передачу к тележкам, привод на все 6 осей и токосъём с помощью пружинных пластин со всех колёс. Из недостатков  - отсутствие маховиков и  разъёма под декодер.  Выпускается также вариант с интегрированным (то есть без разъёма – совмещённым с коммутационной платой) декодером, но сам   декодер довольно древний -  ещё первого поколения,  потому  лучше выбирать модель без декодера и в дальнейшем установить его самостоятельно.

         Модель тепловоза  SD45 производитель  относит  к  более дорогой серии «Spectrum»(арт.82701-82719)  и   действительно   по ходовым качествам  и деталировке  лучше, чем модель  SD40-2.    Но .так как  модель тепловоза SD45, как  и сам его прототип длиннее, чем  SD40-2, то производитель,  разумеется,  использует большую длину   для размещения   дополнительных приспособлений для улучшения плавности хода,  а именно  -  модели SD45  оборудованы двумя  маховиками на выходных валах электродвигателя,   которые ….. увы,  при  адаптации  рамы под базу тепловозов   типа  ТЭ10,  приходится убирать, и  при этом  ещё придётся продумывать, как  по новому закрепить штатные стаканы карданной передачи на валу двигателя.   Описывая конструктивные особенности  этой модели,   хотелось бы отметить довольно интересную  телескопическую  конструкцию    карданного вала, который  состоит из двух частей – полой трубки с пазом внутри и вала с шипом, что позволяет   изменять  длину  карданного вала в необходимых пределах.    Необходимо также  остановиться ещё на одном  ньюансе, который следует учитывать,   при выборе донора среди американских локомотивов.  На многих американских тепловозах применяется вариант  токосъёма без  пружинных токосъёмных пластин.    Токосъём осуществляется  через оси крепления колёсных пар  и общую  металлическую пластину, к которой закреплены  провода питания. При таком варианте  нет никаких проблем с грязью, которая имеет свойство   накапливаться  в местах контакта  токосъёмных пластин и колеса при классическом токосъёме.  Именно такая конструкция применена на SD45 от «Bachmann Spectrum».  Но при всех своих  достоинствах, в  случае использования  ходовой части этой модели для моделей отечественных  локомотивов такая схема токосъёма вызовет определенные проблемы при замене имитаторов тележек. Просто так уже не срежешь боковину, так как  боковина и токосъёмная пластина с подшипниками под оси колёсных пар, как правило, представляет собой единую конструкцию.  Модель    SD45 укомплектована не только разъёмом под декодер, но и самим декодером.  Но  увы,  в силу вышеперечисленных особенностей конструкции, при применении  элементов этой   модели от  «Bachmann», в качестве ходовой части для отечественных  тепловозов, например типа ТЭ10, все её достоинства, к сожалению, не используются.     Правда  хотелось бы отметить, что  ходовая часть  от SD45  всё же представляет интерес для отечественных моделистов, например,  в качестве  ходовой части  8-осного тепловоза типа ЧМЭ5.  Но это уже совсем другая история.  

         Тепловоз SD40-2 от «Kato», в отличии  от аналогичной модели от «Bachmann», имеет и разъём под декодер и маховики на валу электродвигателя, но вот  рама  модели из-за особенностей  своей  конструкции требует  большого объёма фрезеровальных работ , потому эксперименты по  её использованию в качестве ходовой части не проводились. Кроме того, модель от «Като» также имеет  токосъём с оси колеса, что усложняет  замену имитаций боковин тележек,  а кроме того модель имеет   более высокую цену. Но  в целом этот вариант  очень интересный, учитывая отменные ходовые качества модели.

        С учётом вышеизложенного за последние  несколько  лет   накоплен   некоторый опыт по производству    ходовых частей  для моделей  тепловозовТЭП10/ТЭ10 с использованием  элементов   модели тепловоза SD40-2  фирмы «Bachmann».

 
Этот же донор используется и для ходовой части тепловоза ЧМЭ3, разумеется, с изменением некоторых  геометрических характеристик.    На  перечне работ,  которые  проводятся при адаптации ходовой части  для моделей отечественных тепловозов, хотелось бы  остановиться более подробно.  Для начала  модель  тепловоза
SD40-2  разбирается на отдельные части:

1.Два самореза  крепления корпуса располагаются под съёмной крышкой  топливного бака.

2.Демонтируется  коммутационная плата, закреплённая на двух винтах,  и от неё отпаиваются провода токосъёма и питания  электродвигателя

3.Разъёдиняются верхняя и нижняя части рамы, перед этим выкрутив два винта её крепления.

4.Из своей постели вынимается электродвигатель.

5.Вынимаем карданные валы –  в стаканах тележек они закреплены на защёлках

6.Снимаем сами тележки – на нижней части рамы они закреплены с помощью защёлок.

7.С тележек снимаем имитаторы боковин тележек

      В дальнейшем  производим  адаптацию рамы  под нужную нам ходовую часть и для этого выполняем следующее:

1.Нижняя часть рамы разрезается на три части   и размер рамы по длине уменьшаем  по размеру  прототипа.

2. Среднюю часть рамы  - в районе топливного бака – фрезеруем , чтобы можно было разместить тележки в новых местах

3.В средней части  рамы  в районе крепления электродвигателя  увеличиваем  выемки под выходные валы электродвигателя  для свободного вращения вала  со сдвинутыми стаканами карданной передачи (Подробнее в п.12) 

4.Рама усилена  пластинами (в варианте для капотных тепловозов) размером 111х5мм  или уголком (для локомотивов с кузовом вагонного типа)  длиной  180мм и полкой 7мм. Каждая пластина/уголок-усилитель  закреплены на корпусе рамы с помощью  клея и  четырёх  винтов М2 с потаем.  Потому до склеивания рамы в  уголке/пластине  и соосно  в раме сверлим по 4 отверстия с каждой из сторон  и  нарезаем резьбу М2. 

5.Части рамы склеиваем между собой эпоксидным клеем. 

6.После склейки  рамы закрепляем уголки/пластины на раме с помощью клея и дополнительно фиксируем  винтами М2 (по 4шт. с каждой стороны рамы)

7.Центровочные отверстия в верхней части рамы, для соединения верхней и нижней части рамы, выполняем  в новых местах;

8.Все резьбовые отверстия для соединения верхней и нижней  части рамы делаем сквозными, а резьбу в них   перерезаем с дюймовой (американский стандарт) на метрическую  - М2.

9.Верхняя часть рамы  укорочена под размер нижней рамы. Для  тепловозов капотного типа  длина верхней части рамы  оставлена  с учётом внутреннего пространства  корпуса локомотива (в нашем случае  это 157мм) . Для тепловозов с кузовом вагонного типа длина верхней части рамы оставлена с учётом пространства, необходимого для размещения внутри корпуса  имитаций интерьера кабин  по концам кузова.

10.На  концах рамы  ходовой части   ТЭП10   добавлены пластиковые площадки размером 33х14мм, одна сторона которых имеет закругления  соответствующие внутренней части корпуса. Площадки  прикреплены к выступающим частям уголков   с помощью винтов М2 с потаем.  Для чего они нужны? Во-первых, они облегчают позиционирование корпуса  на раме,  во вторых  – с помощью этих площадок можно выполнить  фиксацию корпуса модели ТЭП10 на раме. Для этого по концам  корпуса  модели чуть ниже буферных фонарей вклеиваются пластины  размером 33х14 мм, одна из сторон которых, закруглена по форме  внутренней части корпуса. В них соосно с  пластинами на раме сделаны отверстия  и корпус фиксируется с помощью саморезов или винтов М2.     В случае использования кулачковых сцепок типа «Kadee»  на  площадках рамы (через проставки)   размещаются  коробки  сцепок, которые  фиксируются теми же винтами/саморезами, что крепят  корпус к раме 
11.Перед сборкой  обе части  рамы  предварительно загрунтованы грунтом для металла «Body-960» и окрашены чёрной матовой краской на  акриловой основе.


12.Выходные валы электродвигателя укорочены, а  стаканы карданной передачи на валу сдвинуты ближе к корпусу электродвигателя;

13.Штатные карданные валы укорочены   и их части соединены между собой   с помощью  пластиковой трубки  длиной 10мм внатяг.  Общая длина карданного вала  - для ходовой части модели тепловоза ЧМЭ3 – 15мм, для ТЭП10 – 16мм.

14.На тележках срезаны имитаторы телег и сформированы по две  площадки на каждой тележке для закрепления новых имитаторов тележек.  Новые имитаторы закрепляются в двух точках с помощью эпоксидного клея.  После высыхания  клея  сохраняется  возможность демонтажа  имитаторов  тележек в случае необходимости

15.Установлена  новая коммутационная плата, на которой размещены  -  8-пиновый  разъём под декодер, контакты  токосъёма,  питания электродвигателя, балластные резисторы и защитные диоды при светодиодном освещении. Размеры коммутационной платы для  ЧМЭ3 – 20х17мм, для ТЭП10 – 46х17мм.

16.Коммутационная плата ТЭП10 размещается  сверху на раме и закреплена с помощью двух винтов М2 через электроизолирующую прокладку, при этом выбран вариант с небольшой по длине платой, чтобы  на этой же поверхности могли свободно разместиться  цифровой декодер и динамик  с резонатором  - для звукового варианта. Кстати  корпус  модели тепловоза ТЭП10  уже отлично подготовлен для озвучивания. На крыше в центральной части корпуса   имеется  технологическое  отверстие диаметром  12мм, которое в штатном случае «маскируется»  набором из трёх воздушных резервуаров.   Так вот при установке цифрового  звукового декодера   и размещении  динамика с резонатором  напротив  этого отверстия,  звуковое сопровождение  будет более громким и сочным, по сравнению с другими тепловозами,  благодаря тому, что   не будет   барьера для прохождения звуковых волн. Другое дело, что  из-за шумности   штатной  ходовой части,  озвучивать данный локомотив было совсем  неактуально.    

17.В ходовой части   для ЧМЭ3  коммутационная плата размещена  в задней выемке рамы. Это обусловлено  ограничением по высоте для модели этого локомотива.  Миниатюрный декодер можно разместить  в этой же выемке, а для декодера  более крупных размеров на поверхности  рамы  имеется ещё одна полость.  Плата закреплена на раме с помощью  винта   М2 и обязательно через изолирующую прокладку.


16.В связи с установкой  новой  коммутационной платы  электропроводка ходовой части  также заменена на новую.

       Надеюсь, что  приведенная информация  окажется полезной   в Вашем хобби.   С другой стороны, понимаю, что   даже при всём  желании   невозможно  объять  - необъятное, и потому  надеюсь, что и наши читатели поделятся  своим опытом  адаптации современных и качественных  ходовых частей,  не только  для рассматриваемых, но и для других моделей отечественных  локомотивов.

 

 

 Ходовые части для ТЭП10.  На одной  из ходовых части  для проверки результатов сборки  установлен корпус.


 

 

 

 






Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация