Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Что такое масштаб?
Какие бывают масштабы в железнодорожном моделизме?
Какой масштаб выбрать для своего хобби?
Что такое модельная эпоха и для чего это нужно?
В чём отличие между современными моделями и моделями выпущенными 20-30 лет назад?
Всё о сцепках "Kadee"
Видеоинструкция для цифрового крана 46800 Roco
Обзор моделей паровозов 52-й серии
Паровоз ТЭ-7509 с звуковым декодером (ролик 1)
Работа расцепителя со сцепками Kadee (ролик 1)
Электропоезд Ср3 моторный вариант цифровой DCC
Тепловоз ЧМЭ3-4329 Piko звуковой (ролик 1)
Паровоз ТЭ 3458 цифровой звуковой MSG modelle (ролик 1)
Паровоз Ов5804 (Овечка) звуковой (ролик1). MSG. Масштаб НО
Первый восстановительный поезд (ВП) от MSG modelle. Масштаб НО
Паровоз Ша45 Окт жд. MSG. Масштаб НО. Ролик 1
Тепловоз ЧМЭ3-485 цифровой звуковой Eurotrain часть 1
Паровоз 86-439 на поворотном кругу, СЖД
Тепловоз ЧМЭ2-212 звук цифра MTB часть 1
Тепловоз ЧМЭ5-0001 digital sound СЖД MSG modelle часть 1
Тепловоз М62-1661 Fleischmann со звуком Diesel Loco with Sound
Паровоз Ов5804 звуковой с составом. Steam Loco with Sound MSG
Электровоз ЧС4-160 со звуком. Масштаб НО
Паровоз Пт31-10 звуковой часть 1. Масштаб НО
Паровоз ТЭ-7509 c пассажирским поездом MSG modelle
Паровоз ЛВ-0283 ролик 1 Steam Loco LV-0283 Sound DCC HO
Снегоочиститель роторный типа Лесли СЖД DCC
Паровоз Хм5809 Мур жд СЖД цифровой MSG modelle Steam Loco Xm Digital DCC
Модель крана ЕДК 25 СЖД с цифровым управлением Digital kran EDK-25 DCC
Паровоз ТЭ-3842 цифровой звуковой СЖД MSG digital sound loco ролик 1
Тепловоз ТЭ109 цифровой звуковой TE109 digital sound BRAWA
Всё о сцепках "Kadee"

                          О сцепках «Kadee»  замолвите слово

           Кулачковые сцепки фирмы «Kadee»   в настоящее время   являются основным типом  сцепок в масштабе НО на  моделях американских производителей. Эти сцепки,  стали такими популярными  из-за надёжности в работе, удобного ручного  расцепления, а также возможности дистанционного расцепления  на макете  без применения различного рода механических толкателей,  которые необходимы при применении    сцепок с накидной петлёй или с  накидным крюком.  Кроме того, кулачковые сцепки  этой марки  приобрели своих сторонников  среди любителей моделей отечественных железных дорог,  так как  имеют определённую схожесть с внешним видом  автосцепки типа СА-3, которая уже более 70 лет применяется на прототипах подвижного состава  на территории бывшего СССР.  

           Вот   только даже при  совпадении желаний и возможностей  при переводе модельного подвижного состава на сцепки «Kadee», могут возникнуть определённые  трудности. И дело даже не в том, что  производитель находится в далёкой Америке, а в том, что моделисту даже со знанием английского, сложно разобраться  в  предлагаемом ассортименте сцепок. Как  сайт  самого производителя, так и интернет-ресурсы его торговых представителей (например, компания «Walthers») далеко не образец информативности по доступным вариантам и их комплектности. Так в каталоге «Walthers» я насчитал более  50 артикулов (номеров) сцепок «Kadee», а вот чёткого описания  отличий между ними,  к сожалению, нет.   Кроме того, большинство артикулов сцепок этого производителя упакованы в бумажные  (непрозрачные) запечатанные  пакеты, потому  даже в модельных магазинах  увидеть, что находится  внутри упаковки, невозможно.  Именно поэтому надеюсь, что этот материал поможет  Вам разобраться с этим «диковинным зверем» под названием «Kadee» и всеми его разновидностями.

         Сначала позвольте немного терминологии, чтобы  упростить  последующее  описание артикулов и их отличий.    Кулачковая сцепка   «Kadee»  состоит из головки сцепки и хвостовика. Головка сцепки состоит из корпуса, подвижной губы и фиксирующей пружины. «Классические» варианты сцепок этого производителя своим хвостовиком закрепляются в коробке (боксе), которая предназначена для обеспечения  сцепке подвижности в горизонтальной плоскости относительно оси крепления хвостовика. Для центрирования сцепки  в коробке устанавливается пружинный элемент.   Сцепки «Kadee» изготовлены полностью из металла. Ящик сцепки, как правило,  пластиковый (исключения будут отмечены ниже).   Согласно информации на  упаковке, все сцепки до сих изготавливаются на территории  США (а не в Китае, что стало уже обычным делом  для многих производителей).

           Несмотря на кажущееся многообразие видов сцепок «Kadee», хотелось бы отметить, что  среди основных  серий сцепок  можно выделить  три варианта  по высоте расположения головки сцепки относительно оси хвостовика и три варианта  сцепки по длине хвостовика.  А многообразие  номеров (артикулов) каждой из  основных серий не что иначе, как комбинация  вышеупомянутых вариантов. Рассмотрим  эти варианты более подробно:

       А) три варианта сцепок «Kadee» по высоте расположения головки:
1) underset –головка сцепки расположена выше оси хвостовика.  Для чего они нужны? Например - позволяет установить коробку сцепки на место, освобождённое от крепления сцепки с накидной петлёй, и не пилить раму вагона, по сравнению с более  стандартным вторым вариантом .
2) centerset - головка расположена по оси хвостовика (стандартный вариант);
3) overset - головка расположена ниже оси хвостовика.  Для чего они нужны? Например - позволяет установить коробку сцепки на место, освобождённое от крепления сцепки с накидной петлёй, и не устанавливать на раму дополнительных прокладок.

        Б) три варианта сцепок «Kadee» по длине хвостовика от центра крепления до головки сцепки:
1)short – короткие ( ¼”или   6,25мм)
2)medium – средние (9/32”или 7,03мм)
3)long – длинные (25/64” или 9,77мм)
      Как уже было отмечено выше, разные виды сцепок и  вариантов комплектации отличаются по номерам (так производитель называет артикулы). Основным  и самым распространённым типом  сцепки  сам производитель  называет «
Kadee №5».  Это сцепка  с центральным  расположением головки и средней длиной хвостовика. В комплект входит 2 пары сцепок и установочные ящики под них (Фото 1).

Кроме того, в комплект входят  фиксаторы сцепки, представляющие собой фигурный бронзовый вкладыш в коробку с пружинными лепестками.     Номера 10 и 11  содержат  10 и 20 пар сцепок №5  соответственно с установочными ящиками в комплекте. 

     Сцепка №4 при аналогичной с №5 конструкцией головки,  имеет  существенные отличия в креплении хвостовика (Фото 2).


Для закрепления сцепки в  установочной  коробке,  в хвостовике выполнен паз, а в самой коробке штырёк, на который одевается сцепка. Благодаря продольному пазу, сцепка  имеет определённую продольную подвижность, а для  фиксации в одном из крайних положений  служит пружина. Кроме того, это единственный для масштаба НО номер (артикул), который имеет металлическую, а не пластиковую коробку.  Аналогичную конструкцию имеют сцепки №6,7,8,16, которые отличаются длиной хвостовика и высотой расположения головки. Насколько я понимаю, это более ранняя конструкция рассматриваемого производителя, потому  продолжим описание более современных моделей.

           Сцепка №58 отличается от №5    головкой с более скруглёнными гранями. Конструкция хвостовика аналогична номеру 5. В набор сцепок №58 входит 2 пары сцепок.  Набор №12 содержит 20 пар сцепок №58. Установочные коробки входят в комплект.

          Производитель выделяет  три основные серии сцепок:
1)20серия

2)30 серия

3)40 серия

               Внешний вид  головки у сцепок этих серий не отличается от головок сцепок №5, а основные отличия  в комплектации наборов.  

            В качестве примера сцепок 20-й серии на фото 3 показан   внешний вид сцепок №26. 


Наборы 20-й серии   имеет самую обширную комплектацию (фото 4), включающую в себя,  кроме установочных коробок с пружинами, ещё  несколько вариантов переходников для установки сцепок, а также пластиковые винты крепления  сцепок.


            Наборы сцепок 30-й серии отличаются от 20-й серии  установочными коробками меньшего размера (при ограниченном пространстве на модели такие коробки иногда бывают очень востребованы) и другой конструкцией фиксирующей пружины.

            Наборы сцепок 40-вой серии отличаются более скромной комплектацией.  В качестве  примера сцепок   40-й серии на фото 5 показаны сцепки №49.


Комплектация наборов  40-й серии включает только  установочные коробки стандартных размеров и фиксаторы (Фото 6). 


          В каждой из серий (20, 30 и 40-й)  выпускается   по 9  номеров сцепок в зависимости от комбинации  вышеупомянутых вариантов А и Б. На самом деле это совсем не много, так как некоторые из них для Вас будут неактуальны (об этом ниже).
          Кроме основных серий  есть также  несколько  дополнительных, но не менее интересных  вариантов. 

          Сцепки «Kadee»  в варианте    «whisker» -   имеют центрирующие  пружинные усики на  самом хвостовике сцепки.    Для чего это нужно? Например, такой вариант фиксации  позволит установить сцепку без применения установочной коробки  (как вариант на раме локомотива). Сцепка будет крепиться с помощью винта или самореза, а фиксация  и возврат сцепки  в центральное положение будет осуществляться за счёт того, что усики будут опираться в края паза, прорезанного в метёльнике «подопытного» локомотива.  Отсутствие  фиксирующей пружины в качестве отдельной детали не позволит её потерять, поломать и т.п.  Да и вообще, чем проще – тем лучше.  К сцепкам  типа «whisker» относится - 140 и 150 серия.

         Наборы  140-й серии имеют головку  сцепки  аналогичную №5.  В 140-вой серии сцепок выпускается пять вариантов номеров сцепок.  Для примера на фото 7 изображены сцепки из набора №146,


а комплектность этого набора показана на фото 8. 


         Наборы 150-й серии  умеют головку  более округлённой  формы и несколько уменьшенных размеров, так называемая «Scale Head» - масштабная головка.  В 150-й серии выпускается три варианта номеров сцепок (153, 156,158), отличающиеся только длиной хвостовика, при этом все  варианты с центральным расположением головки сцепки.      В качестве примера  на фото 9 показан внешний вид сцепок из  набора №156.  Комплектность наборов  аналогична   140-й серии.


          Для специальных условий эксплуатации выпускаются наборы сцепок с головками типа «shelf». К сцепкам такого типа относят - №119 и 118.  В этих наборах  головка сцепки более округлая по форме и имеет дополнительные фиксаторы (замки) для предотвращения случайного расцепления, кроме того имеются пружинные усики на хвостовике сцепке. Для примера на фото 10 показана сцепка из набора №119.


          Для  комплектования подвижного состава, оборудованного  НЕМ-шахтами  выпускается несколько разных номеров сцепок.  Отличием от  всех прочих  артикулов является то, что  сама головка сцепки  закреплена относительно хвостовика на подпружиненном шарнире, что позволяет при отсутствии  установочной коробки сохранять необходимую подвижность.  К таким сцепкам относятся следующие номера, отличающиеся  только длиной хвостовика:

-17-короткие (7,11мм)

-18-средние (8,63мм)

-19-длинные (10,61мм)

-20-экстра длинные (11,68мм)

На фото 11 показаны все 4 варианта  этих сцепок и для удобства сравнения размеров приложена измерительная линейка.


         Кроме вышеописанных,  «Kadee» выпускает  специальные  наборы сцепок для конверсии   конкретных моделей определённых производителей. Например, 450-ая серия включает в себя наборы   для моделей локомотивов ( №450  предназначен для моделей тепловозов F3, F7, F9 фирмы «Stewart»(одна пара сцепок в комплекте), а номер 452  - для моделей тепловозов F7 фирмы «Bachmann»(1пара).), а 500-ая серия – наборы для  пассажирских вагонов (№505 для 6-осных  вагонов  фирм AHM, IHC, Rivarossi).  Кроме того,  выпускаются  аналогичные кулачковые сцепки  для  других масштабов, в том числе и узкоколейных. 

        За прошедшее время накоплен некоторый  практический  опыт применения   различных номеров сцепок «Kadee» и для облегчения выбора  необходимого варианта  сцепок  были  сформированы следующие критерии:

     1)для  вагонов без НЕМ-шахт с буферами  из-за невозможности корректно  проходить малые радиусы  не получается  применять  сцепки с длиной «short» и «medium» –  только «long».  То есть для этого случая, например,  из  20-й серии  - номера 22, 23,24,25,27,28  не подходят, а подходят только 21,26,29. Для сцепок 30-й серии подойдут (по аналогии) только номера 31,36,39,  а  для 40-й  серии  соответственно только 41,46,49.   Далее,   для сцепок типа "whisker" не подойдут №143,145,147,148.  Подойдёт только №146;
     2)для вагонов, оборудованных буферами с НЕМ-шахтами  по той же  причине   не подойдёт  вариант  №17;

     3)при выборе сцепок типа «shelf»  следует учитывать, что  из-за наличия дополнительного «замка» эти  сцепки имеют не только надёжное, но   и  более трудное расцепление (при необходимости). Кроме того, дополнительный замок работает только в паре с такой же сцепкой (то есть  обе сцепляемые   единицы подвижного состава должны быть оборудованы  такими сцепками);

      4)никаких особых достоинств  металлического ящика сцепки №4 выявлено не было, а вот  из-за конструкции крепления сцепки, сборка её более проблематична;

        Для знакомства со своими кулачковыми сцепками «Kadee» выпускает  стартовые наборы №13 и №1030.  В него входят  различные номера сцепок и креплений, но надеюсь, что  после прочтения этой статьи  покупать стартовые наборы Вам не придётся.

        Для крепления сцепок на вагонах, не имеющих НЕМ-шахт, удаляется старая сцепка и её крепление, а коробка со сцепкой «Kadee» закрепляется на раме с помощью самореза или винта (на крытых, пассажирских) или если не позволяет толщина рамы, то на клею (на платформах, цистернах).

          И немного о средствах дистанционного расцепления, которыми в данном случае являются  магнитные расцепители.    «Kadee» выпускают  семь видов таких магнитов:

1)№312 – устанавливается  между рельсами в пазе, вырезанном в шпальной решётке. Подходит для всех кодов рельсового материала. В комплекте 2 магнита;

2)№321 – устанавливается между рельсами сверху шпальной решётки. Предназначен для рельсов код 100(высота 2,5мм). В комплекте 2 магнита.

3)№322 – устанавливается между рельсами сверху шпальной решётки. Предназначен для рельсов код 83(высота 2,1мм). В комплекте 2 магнита.

4)№709 – для узкоколейного масштаба НОn3;

5)№308 – производитель представляет его как экстра-сильный магнит для масштабов НОn3 и О, но имеется  положительный  опыт применения таких магнитов и для НО. При размещении магнита под шпальной решёткой  этот артикул показал отличные результаты на   модуле «Депо».

6)№309 – электромагнит для масштаба НО. Устанавливается в подмакетном пространстве.

7)№708 – для узкоколейного масштаба НОn3

          Ради справедливости хотелось бы отметить,  что аналогичные кулачковые сцепки выпускаются  и другими производителями.  Например, «Bachmann» выпускает  совместимые с «Kadee»  сцепки под торговой маркой «E-Z Mate».  Эти сцепки выполнены из пластика (Фото 12) и потому не поддерживают функцию отложенного расцепления.


У «
Walthers» аналогичные кулачковые сцепки  имеют марку «Proto-Max»(артикулы 6000-6005).   А вообще  существуют и другие варианты кулачковых сцепок. Так крупный  американский  производитель моделей  «Athern»  при поддержке NMRA  долгое  время   комплектовал свои модели  сцепками типа «horn-hook»(Фото 13). Как видим, они существенно отличаются  от привычных  сцепок, но также относятся к  типу кулачковых сцепок.


          Хоть название  темы может навести на мысль, что автор имеет непосредственное отношение  к  рассматриваемому производителю, но  на самом деле   название  имеет  только некоторую лирическую составляющую, а автор  является только  пользователем  этой продукции и никакого отношения  к компании «Kadee Quality Products Co не имеет.    Надеюсь, изложенная информация поможет  Вам разобраться  с существующими вариантами  сцепок и  при покупке   не  переплачивать лишнего за ненужные  изделия.
     
         На фото моделей, с установленными сцепками "Kadee", можно посмотреть в разделе "Наша мастерская". 

 






Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация