Новости
Размышления и Контакты
Локомотивы НО
Вагоны НО
Выставки
Наша мастерская
Наши друзья
Полезная информация
Музей моделей отечественных железных дорог
Паровоз ТФр58-018 в масштабе НО
Нефтяные Шарики
Паровоз ТЭ-3458 с тендером венского типа для пассажирской службы
Электропоезд Ср3 - моторный вариант
Его назвали Т-2
Двойная "Машка" в масштабе НО
Ходовая часть ТЭ10/ТЭП10
50-ти тонные "американки". Платформы - модели и прототипы
Учим ездить "егоровцев"
Конверсии вагонов "Конка" часть 2
Паровоз Хм5800
Паровоз ТЭ-7509 Бел жд (зелёный пассажирский)
Наш Шарик (модель паровоза Ша122
Паровоз ТО-490 Льв жд с нефтяным отоплением
Тепловоз ЧМЭ5-0001
Паровоз ТТ-1518 Мск жд
Конверсии вагонов "Конка" часть 1
Электровоз ЧС4-160
Паровоз ТЭ-4771 Блт жд с подсветкой экипажной части
Паровоз ТЭ-3371 Окт жд(зелёная окраска)
Паровоз ТЭ-7345 Окт жд (синяя окраска)
Паровозы серии ТО
Модели Юрия Шепеленко
Тепловоз ЧМЭ2-022
Паровоз ТЭ-3842 Окт жд
Паровоз 55-4452 в варианте СЖД
Паровоз ТЩ или просто "Тёща"
Тепловоз ЧМЭ2-051
Модели 4-осных цистерн СЖД канадской постройки
Паровоз ТЭ-441 Окт жд
Электровоз ЧС4-209 КВР из латуни
Роторный снегоочиститель системы Лесли
Вагон-электростанция восстановительного поезда
Модели кранов типа ПЖ45
Паровоз ТЭ-5597 ОдК жд
Платформа 4-осная 1 эпохи
Паровоз ТЭ-3266 Блт жд
Маневровый паровоз Ть-2265 СЖД
Модели рудных хопперов
Маневровый паровоз Тъ-033 Бел жд
Транспортер 4-осный низкопольный
Ходовая часть для моделей СЖД
Цифровой мир
Летопись творцов железнодорожных моделей
Наши декали
Макеты
Нефтяные Шарики


           В продолжении темы  о моделях  паровозов серии Ша  хотелось бы остановиться на    моделях этих   локомотивов с нефтяным отоплением.

 

       Сам процесс  сборки модели  паровоза с угольным отоплением  из кита  английской фирмы  «Model Loco»  подробно описан  на нашем сайте в материале  под названием  «Наш Шарик».   Сборка последующих  моделей,  в целом,  не отличается от ранее  описанного, потому в эта статья  будет посвящена  некоторым особенностях   сборки, а также на отличиях  моделей, прототипы которых   отапливались жидким топливом. 

         Следует отметить, что все   прототипы  паровозов этой серии поступили на отечественные железные дороги,  подготовленные под   угольное отопление.      Переделка  паровозов на нефтяное отопление  производилась  в процессе эксплуатации  в 50-х  годах  прошлого века.   В качестве емкости для мазута  использовались  элементы цистерн, в том числе и трофейных.   Применение различных типов емкостей  подтверждается и   архивными фото, на которых видно, что  емкость  для топлива  на паровозах разных номеров располагается на разной  высоте.

        Примечательно, что  исходный комплект для сборки   содержит детали    для сборки емкости для жидкого топлива, то есть производитель предусмотрел  возможность сборки и нефтяной версии. Но в данном  случае  эти запчасти не пригодятся, так как  кит укомплектован   баком прямоугольной формы, а судя по архивным фото,  при переделке отечественных паровозов использовались  ёмкости цилиндрической формы.  В данном случае, дабы  не нарушать «металлическую сущность»  модели бак  был  изготовлен с использованием  корпуса  электролитического конденсатора  подходящих размеров.  Горловина ёмкости выполнена из конденсатора меньшего номинала. Поручни на бочке выполнены  из  латунного прутка диаметром 0,45мм, соединёнными между собой  с помощью пайки.   Внутренность  была усилена деревянным бруском, а сам бак закреплён на тендере с помощью самореза.

 

          Ещё хотелось бы остановиться  на сборке ходовой части  паровоза.   Давным-давно после  завершения работ над моделью  первого паровоза  серии Ша,  я искренне верил, что  трудности, которые были  при сборке и регулировке  ходовой части  это  случайность, связанная  с ошибками  комплектации конкретного набора.   Но  после сборки  нескольких паровозов  стало понятно, что  это стандартный вариант поставки.  А ведь в исходном  варианте   ходовую часть  можно собрать только  в виде  статической модели.   Если следовать  всем рекомендациям, то  после навески  сцепных и  ведущих дышел  возможность вращения колёсных пар отсутствует полностью.    Потому требуется приложить некоторые  усилия для  регулировки ходовой части  с  получения реально моторной модели.   Можно сказать, что сборка и регулировка  ходовой части из этого кита является «хорошей школой» в плане  изучения, как конструкции реального паровоза, так и  основ теоретической механики, и  если Вам удалось справиться с  ходовой частью  Шарика, то в будущем  никаких  проблем с  с ремонтом и регулировкой ходовой части  промышленных моделей паровозов  точно не будет.  При этом  хотелось бы отметить, что  качество применённых элементов (двигателя, элементов редуктора и колёсных пар) довольно высокого уровня и  после тщательной  регулировки позволяет  получить плавный и практически бесшумный ход модели.   Хотелось бы только напомнить, что  для  выполнения качественной окраски  смазку  элементов ходовой части  можно   осуществить  только после завершения всех покрасочных работ.
   

         По сравнению  с  моделью, описанной ранее,  внесены   следующие изменения:

1.Крепление передних подножек  реализовано  с помощью штифтов, при этом в качестве штифта использована часть самой детали подножки, а для её крепления  на боковых поверхностях   передней площадки выполнены отверстия диаметром 0,5мм;

2.Перед установкой днища с тормозными колодками на  перемычки рамы наклеены прокладки из пластика 8х4,8х0,5мм. Для пропуска фиксирующих винтов в них сделаны отверстия диаметром 2,2мм. Без применения таких прокладок, из-за особенностей конструкции рамы,  при фиксации днища винтами  происходит  его деформация.

3.Для функционирования НЕМ-шахт  из деталей винтовой упряжи установлен только крюк, который в данном случае использован от  моделей паровозов «Guetzold»

4.На дымовой трубе установлена  заслонка, типичная  для  паровозов с нефтяным отоплением;

5.На палубе тендера  установлен действующий прожектор, выточенный из латуни;

6.Для фиксации передних (съёмных) поручней  тендера, с его внутренней  стороны вклеены бруски из пластика, в которых   выполнены отверстия диаметром 0,5мм соосно с отверстиями в бортах тендера;

7.Для улучшения  токосъёма  изменена  его конструкция на тележках тендера.  Провода токосъёма   закреплены непосредственно на  поперечных балках   тележках тендера, для чего в них выполнены резьбовые отверстия  диаметром  М2.

8.На тендере использована НЕМ-шахта  от «Piko».

9.Взамен штатных,  использованы металлические  тележки фирмы «Kadee» с рабочими пружинами.

            Более подробно остановлюсь на электрической схеме модели.   Исходная модель  предусматривает  классическую для мелкосерийных металлических моделей схему питания.  Токосъём производится  с  одной стороны   колёс паровоза и через  оси передаётся на раму, а далее через контакт на раме  питание поступает на один из контактов  электродвигателя.  Второе колесо   на оси электрически изолировано и в процессе токосъёма не участвует.   Аналогично  через колёсные пары тендера поступает второй  потенциал питания, который  через металлическую сцепку поступает на электрически изолированный контакт на  раме и далее  к второму контакту двигателя. Таким образом,  весь паровоз находится под одним потенциалом, а тендер под другим.  Освещение в  исходной модели не предусмотрено  в принципе – в комплектных прожекторах даже место под источник света не предусмотрено.   И про разъём для  декодера лучше не спрашивайте – его нет, так как  в таких моделях  совсем другая философия.  Так как с самого начала   не планировалось собирать  модель в исходном  варианте, а  выполнить действующую  модель   отечественных железных дорог современного уровня,  то в процессе сборки  доработки коснулись и  электрической части модели. 

Коммутационная  плата с 8-ми пиновым разъёмом под декодер  размещена в тендера, а с паровозом тендер связан 5-ю проводами. Модель   оборудована  светодиодным  освещением   в буферных фонарях и прожекторе.  В качестве источников света использованы
SMD-светодиоды – в буферных фонарях типоразмера 0306, а в прожекторе 0606.   Для возможности демонтажа верхней части  тендера и крышки дымовой коробки, подача питания  на прожектора осуществлена через микроразъёмы.

        В заключении хотелось бы отметить, что   под торговой маркой «Model Loco»,  кроме рассмотренной, производятся и другие модели, которые могут быть интересны любителям отечественных железных дорог. В частности,  это модель паровоза системы Гаррат с осевой формулой 2-4-1-1-4-2.  Паровозы этот системы не получили  распространения на наших железных дорогах, но один  экземпляр такого паровоза был  заказан НКПС английскому заводу общества «Байер-Пикок и Ко» и   в 1932 году   был доставлен в СССР. Паровоз получил название Я-01 и после испытаний эксплуатировался на Екатерининской железной дороге.  Модель,  безусловно,  требует доработок  для  соответствия отечественному прототипу, но так как она   выпускается в виде кита, то благодаря сохранившимся архивным фото,  ничего невозможного нет.  И потому надеюсь, что история  материалов о  металлических моделях от «Model Loco»  на этом не заканчивается.

 

Литература:

1.Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955гг).-М.: Транспорт, 1995






Cоздание сайта: SAMOMU.RU
НовостиРазмышления и КонтактыЛокомотивы НОВагоны НОВыставкиНаша мастерскаяНаши друзьяПолезная информация